Новости Крыма

Валерий Косарев о Многоязычном образовании: не испытаешь - не поймешь

11.01.2013, 14:26 Просмотров: 857
Валерий Косарев о Многоязычном образовании: не испытаешь - не поймешь
И снова в образовании грядут реформы. Сколько уже было! Внедрялись новые формы обучения, методики преподавания. А что изменилось? Появилось больше Лобачевских, Менделеевых, Эйнштейнов? Увы.Выпускники школ все так же хромают в грамматике, физике, математике. Редкий случай, когда благодаря усилиям репетиров и стараниям родителей владеют английским, немецким либо французским. А то и вовсе ни одного языка не знают. Общаются на так называемом суржике — что-то из русского, украинского и для «понта» несколько иностранных словечек: «вау», «окей», «хэллоу». Так что же получается? Несмотря на усиленное реформирование в школе попусту тратят время? Или, может быть, учат не тому и не так?
Когда в Крыму заговорили о мультилингвальном образовании (проще говоря, многоязычном), стало как-то даже не по себе. Опять огород городить? Пора бы остановиться, отдышаться и, наконец, взяться за дело. Нельзя же постоянно экспериментировать на детях. Но сторонники новой модели, члены организации «Крымский политический диалог», убеждены: на этот раз новый механизм сработает. Тем более он уже опробован, есть опыт других стран (Финляндии, Германии, Латвии). Главный аргумент - особенность данной методики: не просто подача языка как предмета, а изучение предметов на разных языках. Чувствуете разницу?
- Лично я - никакой, - комментирует нашумевшую идею преподавательница одной из симферопольских школ, педагог со стажем Надежда Васильевна. - Как не знали дети толком ни одного языка, так и не будут. Да и о каких знаниях может идти речь, когда на уроке математики кто-то говорит на украинском, кто-то на крымскотатарском. В голове - каша. Сильные ученики будут тянуться, потакая прихоти взрослых, а средние скатятся на уровень слабых. В результате - ничего не добьемся. Потеряем больше, чем приобретем.
- А мне кажется, это здорово, - вступает в дискуссию молодая учительница Анастасия Владимировна. - Весело и интересно. Уроки превратятся в турниры для любознательных. Дети наконец почувствуют, что живут в многонациональной республике, узнают много нового, станут ближе друг к другу. В дальнейшем смогут расширить круг общения.
Споры, дискуссии… Но, как известно, пока на деле не испытаешь - не поймешь. А любой эксперимент - всегда риск, плюсы и минусы. Посему надо заранее все просчитать, предугадать. Именно для этого, чтобы держать процесс под контролем, при Постоянной комиссии ВС Крыма по науке, образованию, делам молодежи и спорту (председатель Валерий Косарев) решено создать координационный совет.
На первом заседании идея мультилингвального обучения (на русском, крымскотатарском, украинском, а в местах компактного проживания - и на других языках) нашла всеобщую поддержку. Главное, на что обращали внимание члены совета, нельзя ничего подменять. Крымскотатарские, украинские школы и классы были и останутся. Ставится цель - создать новые образовательные площадки, расширить многоязычное пространство, изменить мировоззрение подрастающего поколения. Но одно дело - принять и одобрить, а другое - осуществить. Понадобится не один день, чтобы издать учебники, методические пособия, подготовить специалистов. Ведь в будущем планируется в корне изменить учебный процесс, взаимоотношения педагога и ученика. Преподаватель мультилингвальной школы - уже не прежний учитель с указкой в руках. А человек новой формации, новатор, модератор.
- Предстоит большая работа, - констатировал председатель координационного совета Валерий Косарев. - Будем поэтапно решать, корректировать, вносить изменения в план реализации новой системы, адаптированной к крымским реалиям, отрабатывать варианты. В Крыму 36 трехъязычных школ. Стало быть, объективные предпосылки для эксперимента есть. Постараемся подключить и другие общеобразовательные учреждения (с одним языком обучения).
-Важно, чтобы учителя, родители, администрация стали нашими союзниками, — высказал пожелание заместитель министра образования и науки, молодежи и спорта Крыма Владимир Буякевич (он же - заместитель председателя координационного совета).
- Пусть люди сами скажут: «Да, мы хотим и готовы!». Только так можно получить положительные результаты, на которые надеемся. Следует учесть и психологическую составляющую намеченных действий. Как воспримут дети, преподаватели? Стартуем в сентябре 2014 года. И это абсолютно правильно. Для серьезной подготовки требуется время. Вопросов много. Должны быть и ответы.
Ректор Крымского республиканского института последипломного педагогического образования Александр Рудяков высказал свою точку зрения:
- Идея должна зажечь работников отрасли. Без энтузиазма ничего не добиться. Появится искорка в глазах - мы уже на полпути к успеху. И еще. Предлагаю исключить из обихода слово «мультилингвальное». Оно только отпугивает будущих союзников. Гораздо понятнее и проще говорить «многоязычное образование». Сразу ясно, о чем идет речь.
И все-таки вопросом первостепенной важности, безусловно, стал выбор учебных заведений. Звучали разные предложения. Конечно, поначалу экспериментальных школ (в том числе и в сельской местности) будет немного. Разумеется, идеей должны увлечься все: директор, учителя, родители. Владимир Буякевич, особо не мудрствуя, предложил собрать заявки от педколлективов и предоставить возможность защитить свои проекты: как они видят реализацию новой программы.
Итак, состоялось первое заседание координационного совета. Впереди - уйма работы. Все только начинается. Члены созданной организации настроены по-боевому. А вдруг и в самом деле, новая модель - то, что нужно? И вместе с тем действуют с особой осторожностью, стараются все учесть, предусмотреть. Ведь главное в воспитании и обучении детей - не навредить.Автор: Елена Зорина
Раздел:
Календарь
< Апрель Май, 2024 Июнь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930