В Украине разрушают институт семьи?
Школьник подает в суд на отца за то, что тот шлепнул его. Социальные службы забирают ребенка из семьи по звонку от анонима, утверждающего, что мать плохо заботится о своем отпрыске. Может показаться, что это нелепые страшилки для взрослых, но все это может стать нашей реальностью в ближайшее время, если в Украине примут закон о внедрении ювенальной юстиции (ЮЮ).
Первый звоночек
В октябре в ряде симферопольских школ родителям раздали анкеты, в которых им предлагалось ответить, знают ли они Конвенцию о правах ребенка? Наказывают ли они своих отпрысков и как? Знают ли дети о своих правах? И если одни родители не придали значения сбору информации, то другие уверены, что таким способом у нас начинают вводить ювенальную систему.
На первый взгляд может показаться, что в ювенальной юстиции нет ничего плохого и тем более опасного. Если подросток совершил преступление, то его стараются не в тюрьму побыстрее отправить, откуда он уже никогда не выберется нормальным человеком, а наставить на путь истинный, при этом для реабилитации используются различные механизмы: медико-социальные, психолого-педагогические и др. Защищать подростков — цель, конечно, замечательная, вот только благими намерениями, как известно, дорожка в ад вымощена. На Западе уже немало примеров тому, как благодаря ювенальной системе молодежь творит что ей вздумается, сознавая и используя на полную катушку свой особый статус.
Идет охота на... детей? Идет охота!
Защита прав несовершеннолетних касается не только уголовных дел, но и жизни ребенка в целом, в том числе и его взаимоотношений с родителями. И вот тут вырисовывается любопытный факт: социальные работники получают буквально неограниченную власть по изъятию детей из семей. На Западе поводом для этого может стать что угодно: ребенку не были сделаны вовремя прививки; жилье в аварийном состоянии и требует ремонта; наличие в доме домашних животных; отсутствие детских игрушек в нужном количестве; анонимные жалобы соседей на плохое обращение с детьми. Родители могут не пить, ходить на работу, воспитывать детей порядочными людьми, но при этом социальные службы всегда смогут найти повод отобрать ребенка.
В России также запустили пилотные проекты по внедрению ювенальной юстиции. Листая российскую прессу, узнаем, что в Москве попытались лишить родительских прав учительницу — не наркоманку и не пьяницу, поставив ей в вину... бедность! А много ли получают украинские учителя? И дети из нормальных семей попадают в интернаты, становясь при живых родителях искусственными сиротами.
Не мытьем, так катаньем
Украинские политики стараются не употреблять термин «ювенальная юстиция», уже зарекомендовавший себя отрицательно. Ведь четыре года назад депутаты попытались внедрить эту правовую модель через принятие закона «Об общегосударственной программе «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка», но тогда пошли волнения в прессе и проект закона отклонили. Тем не менее с 2011 года действует «Концепция развития криминальной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине», предусматривающая некоторые ювенальные технологии.
Вернемся к случаю с анкетами в симферопольских школах. Вслед за этим у детей прошли классные часы, на которых школьникам рассказывали об их правах. А на форуме www.simferopol.in появились сообщения о том, что в ряде школ Симферополя учителя собирали личные данные родителей и детей (ФИО, телефоны, домашний адрес, место работы) для последующей передачи этой информации в гороно. При этом никто у самих родителей разрешения не спрашивал, что является нарушением Закона Украины «О защите персональных данных».
Рашид Kcирoв, активист общественной организации «Суть времени — Крым»:
«Анкеты, классные часы, базы данных — это кусочки одного пазла, которые по отдельности не представляют опасности, но, сложившись в единую ювенальную систему вместе с другими элементами, они полностью изменят систему ценностей в стране».
Общественники уверены, что ювенальные технологии в принципе разрушают институт семьи. Кто раньше да и до сих пор является бесспорным авторитетом для ребенка? Естественно, родители. Только мать и отец могут наказать ребенка за проступок, заставить дома не бездельничать, а заниматься уроками, только они могут решить, сколько их отпрыск должен проводить времени за компьютером, только мама и папа мотивируют ребенка заниматься чем-то интересным. Ювенальная же система предполагает абсолютную независимость ребенка, которая не пойдет ему во благо. Представьте, ваш расшалившийся сын выбивает окно в соседском доме, но вместо того, чтобы его наказать, вы все ему спускаете с рук, ведь за любое рукоприкладство его могут у вас забрать. Да и любимое чадо, которому соцработники промоют мозги, сразу сообразит, что таким образом родителей можно легко шантажировать.
А как у них?
По информации общественных организаций, во Франции с 1957 по 2011 год у нормальных родителей было изъято более двух миллионов (!) детей. В Финляндии в прошлом году органы соцопеки изъяли 16,5 тысячи малышей из полных семей, а в Норвегии — 12 492 ребенка. Выступая против такой политики разных стран, активисты международного движения «Всемирная семья» в сентябре этого года передали «Петицию родителей мира» Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, призывая остановить изъятие детей по надуманным причинам.
Справка
Ювенальная юстиция — правовая модель, регламентирующая обращение с несовершеннолетними правонарушителями. В западных странах с малолетними преступниками работает целая сеть учреждений и организаций, включающая в себя полицию, суды, прокуроров, обвинителей, пенитенциарные учреждения и т. д. Во многих странах в ювенальную систему входит также социальная защита несовершеннолетних.
Прецедент
В Крыму в конце ноября Балаклавский районный суд Севастополя освободил от уголовной ответственности учащегося второго курса ПТУ, укравшего рюкзак, где было имущества на сумму более трех тысяч гривен. И такая снисходительность судей может плохо закончиться. Сам факт безнаказанности поступка вполне может промотивировать других молодых людей прихватить чужой рюкзачок.
P. S. В 1994 году на экраны вышла голливудская комедия «Норт», в которой ребенок подает в суд на отца и мать, посчитав, что они его не ценят. Подростка забирает на усыновление другая семья, и только тогда он понимает, как был счастлив со своими родителями. В фильме все заканчивается хорошо, но можем ли мы надеяться, что в наших — далеко не веселых — реалиях подобные истории будут иметь благополучный конец?
Макс КОТОВ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 210 от 7 декабря 2012 год
Еще статьи:
Дети напрокат с доплатой«Вершители» детских судебСдам ребенка за кругленькую сумму, или Почему в наших детских садах с родит ...Кодировка от ТигипкоКому нужнее помощь