Техусловия — лучший повод для неприкрытого грабежа монополистами предпринимателей...
Появилось желание обзавестись автономным отоплением? Хотите подвести водоснабжение и канализацию к построенному дому или поменять электросчетчик в своем магазине? А техусловия на его установку у вас согласованы? Можно ли без крови оформить и согласовать этот документ с коммунальными предприятиями?
А «крыша» все выше
В идеале предполагалось, что организация, оказывающая ту или иную коммунальную услугу, лучше остальных знает, как должны быть оборудованы объекты для того, чтобы безопасно ее получать. Если вы захотели поменять счетчик, то электроснабжающая организация, например, Крымэнерго (или водоканал) обозначает в техусловиях модель, типы предохранителей и прочие детали, понятные специалистам, отслеживая правильность установки оборудования.
Правда, этот процесс выглядит ясно и прозрачно только на первый взгляд.
Жизнь показывает, что согласование техусловий превратилось в способ раскрутки потребителей на финансовые траты, законом отнюдь не предусмотренные.
На заре рыночной экономики все проблемы, в том числе согласования техусловий, предприниматели решали простым способом, с помощью «крыши», функцию которой по районам между собой распределяли участковые. Как только на пороге появлялся инспектор того же Крымэнерго, клиент просто набирал телефонный номер «крыши». Менты, пожарные, водоканал, Крымэнерго — все это в связке работало как часы, оставалось только сориентироваться в «прайсе». Схема продолжила свое существование, только на новом уровне: ведь бизнес вырос, выросли и «бабки», которые в нем крутятся, потому «согласование» всех вопросов перешло к более «высоким погонам». Ведь если посмотреть на марки автомобилей, на которых ездят эти правоохранители, — а катаются они от БМВ-Х5 до «ягуаров», сразу все становится на свои места. Те же, кто сегодня пытается обходиться без помощи «крышующих», могут нарваться при согласовании техусловий на некоторые схемы «согласования», которые выделил еженеделдьник «Крымский ТелеграфЪ».
Идите прямо и не сворачивайте!
Например, клиенту настоятельно рекомендуется обратиться в конкретную фирму, которая «сможет» разработать техусловия и главное — утрясти их согласование с поставщиком коммунальной услуги. Не удивляйтесь, если вас с удовольствием сориентируют, сообщив телефоны и адреса этой фирмы-прокладки, и не списывайте это на любезность сотрудников предприятия.
При каждой организации, ведающей техусловиями, имеется целый ряд лицензированных учреждений, которые готовы разрабатывать техусловия. Но по рассказам некоторых предпринимателей, клиенту прямо намекают: «хотите, чтобы ваши техусловия согласовали быстро, обращайтесь только в эту фирму». Клерки монопольных предприятий, будь то водоканал или Крымэнерго, стараются не акцентировать внимание на том, что вообще-то существует законодательно установленный порядок согласования техусловий, с четко прописанными сроками...
Еще одна схема, когда клиент, жаждущий техусловий, направляется в лицензированные учреждения, оплачивает услуги, а потом узнает, что полученная документация не может быть согласована в связи с каким-то решением, постановлением или прочим нормативно-правовым «казусом». В результате деньги, потраченные на техусловия, безвозвратно утеряны.
А вот когда речь идет о согласовании техусловий не для мелких предпринимателей, монополисты включают схему «а-ля благотворительность». Говорят, в этом случае монополисты настоятельно рекомендуют заключить социальный договор на развитие инфраструктуры с предприятием (водоканалом, Крымэнерго и пр.).
И по «договору» в добровольно-принудительном порядке клиент вынужден оказать «материальную помощь» — например, за свои деньги реконструировать какой-либо объект организации, согласующей техусловия. И передать его на баланс предприятия. Частенько даже не в том регионе, где требуется согласование. Предприниматели в шоке — сумма добровольно-принудительной «помощи» иногда зашкаливает за миллион. А ведь такое сотрудничество больше смахивает на вымогательство, не правда ли? В противном случае каждый «благотворитель» по логике вещей должен был бы автоматически становиться акционером монопольной организации.
Президент Союза предпринимателей и работодателей Крыма Александр Дудко рассказал газете «Крымский ТелеграфЪ», что практически каждый бизнесмен, независимо от его «размеров» — малый, средний или крупный, — рано или поздно встречается с подобными «добровольными взносами» за получение техусловий.
По словам Дудко, требование оплаты за техусловия — это отрыжка советских времен. Раньше государство таким образом развивалось — за счет предприятий строились новые сети и прокладывались новые трубо- и газопроводы. Сейчас же деньги с предпринимателей, как и раньше, продолжают брать, ситуация изменилась лишь в том, что государству от этого не идет ничего.
Александр Дудко, глава Союза предпринимателей и работодателей Крыма:
«То есть из одного государственного кармана, по сути, деньги поступали в другой госкарман. И ничего в этом страшного не было, абсолютно. Сейчас абсурд заключается в том, что тот же Крымгаз и то же Крымэнерго — частные компании.
Представьте, что я в Германии или в Боливии и у меня приняли заявку, что мне нужна электроэнергия. Мне быстренько ее подводят, делают, я только ставлю счетчик и плачу — больше ничего. Все, что там по-за счетчиком, это все делает эта компания и еще говорит спасибо».
У нас же, говорит Дудко, все эти компании-монополисты стараются как можно больше заработать на предпринимателях. За счет бизнеса делается вся инфраструктура, а потом с них же еще и берут за аренду сетей и труб. Так, за разрешение на подключение к электросетям установлен некий «тариф» — от одной до полутора тысяч гривен за каждый киловатт электроэнергии. Выходит, если нужно открыть небольшой магазин с мощностью не более 15 кВт, то нужно будет отстегнуть соответствующим службам, выдающим разрешение на подключение (попросту говоря, техусловия), от 15 до 22,5 тысячи гривен. Обращаем внимание: это только за «разрешение»! То есть, по сути, подарить деньги частной компании непонятно за что и для чего. Оплата таких техусловий, рассказал Александр Дудко, проходит даже не напрямую через счета фирмы-поставщика, а через левые счета или как консалтинговые услуги.
Вообще, считает глава Союза, энергетика — абсолютно бесконтрольная отрасль беспредельщиков, увеличивающая стоимость наших услуг на порядок. И если основные тарифы регулируются НКРЕ, то о сопутствующих никто не вспоминает. Разрешение на режимный счетчик — 1000 грн, пакет документации на его установку — 4000 грн, сама установка — 4000 грн, сам счетчик — 1000 грн, плюс за техусловия 1000 грн за каждый кВт лимита электроэнергии при полном отсутствии ее дефицита. Причем эти расценки даже немного устарели — они действовали пару лет назад и сейчас на порядок возросли.
И если у энергопоставляющей компании «тарифы» более-менее определены: зависят от мощностей, которые заявляет предприятие, то другие монополисты бесчинствуют более жестоко.
Александр Дудко:
«Если же мы говорим о воде, о канализации, и так далее, то там просто с потолка берут суммы. Они делают так, чтобы потом люди квартирами рассчитывались».
По его словам, тарифы на электроэнергию, вступающие в силу, тоже дают, как и тарифы на газ, почву для махинаций и пересортицы, а в целом их механизм противоречит ст. 24 Конституции Украины, согласно которой запрещается любая экономическая дискриминация или льготирование в зависимости от социального или имущественного статуса. Если мы хотим, чтобы богатые или многодетные платили больше, то нужно установить стоимость первых 600 кВт/ч в месяц одну, а за последующие хоть в три раза больше, но для всех, считает Дудко.
Он уверен, что действующая в газоснабжении методика ничего, кроме скандалов и неплатежей, не дала, зато позволила горгазам на местах делать пересортицу газа по потребителям и получать за счет разницы тарифов до 35% газа красным для последующей левой перепродажи, либо сразу уводить деньги в боковые фирмы, либо получать взятки за перевод в более низкую категорию потребителей. Введение такой системы тарификации напоминает ситуацию, когда торгуете хлебом, а цена для женщин — 1 грн, а для мужчин — 3 грн. Как думаете, по какой цене покажет выручку продавец и куда пойдет разница? И все при этом сходится. Кроме этого и монопольных тарифов на услуги, в облэнерго искусственно усложнена процедура оформления любых документов с целью выкачивания взяток за ускорение. Пример: в Крыму на берегу моря ежегодно открывается на 2,5 месяца более 45 тысяч временных торговых точек, потребляющих электроэнергию. Каждый из этих предпринимателей не только согласен, но и хочет официально потреблять энергию и рассчитываться за нее. Но срок оформления технических условий доходит до шести месяцев. Иными словами, разрешение на торговое место он получает не раньше 20 апреля и теоретически имеет возможность до 1 июня получить все разрешения, согласования и оформить договор. Практически он может успеть по условиям, заданным РЭС, не раньше октября, когда ему уже ничего не нужно. Поэтому все договариваются по-особому, и происходит ежегодное массовое хищение электроэнергии, которая при этом благополучно списывается на других потребителей, либо второй раз оплачивается за счет штрафов. И так на каждом шагу, включая и промышленные объекты. Вначале энергетики сами же подключают объект и дают временное разрешение и срок на выполнение невыполнимых техусловий. Затем, по истечении срока, приходят, составляют акт, насчитывают сотни тысяч за никем не потребленную энергию, а затем или выдавливают деньги, или доводят объект до банкротства и за бесценок забирают цех (ферму, теплицу, магазин) на одну из своих структур.
На колени!
Подтверждают это и юристы, которые в один голос заявляют, что расходы на развитие и реконструкцию коммунальной отрасли закладываются в тарифы (!) организации. И отдавая, например, ежемесячные платежи за газ, мы не только на хлеб скидываемся монополисту, но и на развитие.
А желания искать в этом болоте справедливость напрочь лишает другая схема. Все просто: инспекторы, пришедшие с любой очередной проверкой, могут легко поставить вас на колени, заявив, что ваши технические условия устарели... И пока не будут согласованы новые, вы останетесь без электричества, газа, воды и пр. (нужное подчеркнуть). Эти поставщики услуг «предлагают» предпринимателям суммы в два-три раза больше разумных, а потом ждут, когда предприниматели начнут торговаться. Одним словом, базар. Если расчет идет наличными, то размер таких «добровольных взяток» за техусловия уменьшается.
Проблема в том, что правила, установленные монополистами, жестко тормозят развитие предприятий, а по сути — развитие предпринимательства, только вот вопрос: на каком основании? Что это — диверсия или банальная жадность? Ведь получается, что монополисты, импровизируя на местах, игнорируют инициативы президента Украины, который четко назвал развитие предпринимательства приоритетной задачей. А в связи с этим по стране, в том числе и в автономии, даже разработаны специальные программы. Только господам монополистам на них наплевать? Больше десяти лет предприниматели стонут от чиновничьего беспредела и «крышевания» властными и силовыми структурами, поделившими между собой уже практически все сегменты рынка, которые в девяностые годы опекали бандиты. За право открыть на два месяца временную торговую точку на черноморском побережье нужно заплатить до двадцати тысяч гривен, которые затем перекладываются на карманы отдыхающих путем многократного увеличения стоимости вашего отдыха. Платить приходится за любые разрешения заниматься бизнесом. Платить не 600 гривен за лицензии, а в сто раз больше за то, что «не заметят», что вы не выполняете те или иные изначально невыполнимые лицензионные требования, которые именно для этого и были заложены в регуляторные акты. Практически в каждом из них в перечне документов для представления обязательно есть справка, которую нужно получить (купить) у структурного подразделения того же ведомства, которое ее требует.
Предприниматели любого города Крыма и Украины могут привести тысячи случаев искусственных препятствий, создаваемых на местах и в центре должностными лицами, использующими свое служебное положение. Правонарушения носят систематический и массовый характер. Для борьбы с этим явлением еще в 2004 году Уголовный кодекс Украины был дополнен специальной статьей. А теперь вопрос к Прокуратуре АРК: сколько уголовных дел за последние пять лет было возбуждено против чиновников по статье 206 УК Украины «Противодействие законной предпринимательской деятельности» и сколько из них доведены до суда?
P. S. Поскольку руководители вышеуказанных предприятий утверждают, что техусловия можно получить легко, безболезненно и недорого, еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» начинает серию расследований, где мы вместе с представителями того или иного предприятия постараемся получить техусловия на общих основаниях и практически бесплатно, как нас заверили представители предприятий-монополистов.
Слово монополистам
Виктор Дрибной, председатель правления ПАО «Крымгаз»:
«Это очень неправильно, я против и категорически не приветствую. Это Крымгаза не касается, ну потому, что это неправда. Есть, скажем, такие моменты, когда мы в техусловия включаем, например, дальнейшее развитие теплосетей. К слову, нужно поставить станцию контрольной защиты либо редуктор поменять, если старый не справляется с задачей дальнейшего развития сетей. Для кого мы развиваем сети? Ведь нужно это все предусматривать. Или нужно, скажем, аккумулятор поменять... если это, например, строительная компания. Так что в Крымгазе два с половиной года такого нет. Я за свои слова отвечаю!»
Эдуард Соколовский, гендиректор ПАО «ДТЭК Крымэнерго»
«Технические условия выдаются для подключения новых абонентов к сетям энергоснабжающей компании. „ДТЭК Крымэнерго“ взимает плату за выполнение работ по подготовке и выдаче ТУ. Ее величина рассчитывается согласно таблице расценок, с которыми можно ознакомиться в каждом структурном подразделении.
В случае если вам предложили сделать „добровольные взносы“, позвоните на горячую линию по телефону 0 800 508 090 (со стационарных телефонов в пределах АРК звонок бесплатный). По вашему звонку будут проведены необходимые мероприятия для выявления лиц, дискредитирующих компанию, и предотвращения подобных случаев в будущем» (пресс-служба ПАО «ДТЭК Крымэнерго»).
Роман Белик, и. о. гендиректора КРППО «Крымводоканал»:
«К примеру, абонент обращается и говорит: хочу получить воду. Заседает технический совет нашего предприятия, который рассматривает, есть ли возможность вообще теоретически дать там воду, если да, то чтобы это не привело к ухудшению водоснабжения других абонентов, которые „сидят“ на этой трубе. Если технически такой возможности нет, тогда водоканал ставит „отягчающие условия“ — дополнительные условия. То есть это значит проложить дополнительный водопровод или построить колодец, чтобы сделать закольцовку с другими водоводами, и т. д. И все это действует в рамках городских программ, которые утверждены в разные годы. Речь о каких-то деньгах, которые платятся водоканалу официально или неофициально, здесь не идет, а только, допустим, проложить дополнительную трубу, коллектор, построить дополнительные колодцы и прочее. Раньше существовало такое понятие, как долевое участие, где по определенному коэффициенту проводился расчет: сколько с метра кубического или в зависимости от диаметра подключения, сколько денег должно быть перечислено нам на предприятие на развитие сетей водоканала. Сейчас это все отменено и все это незаконно, денежные средства брать незаконно. Деньги берем, но только за оформление документации — человек выехал на место, посмотрел проектную документацию на водовод, планшеты, схемы, выкопировки и так далее. То есть чисто за оформительскую работу это будет стоить где-то 300–500 гривен...»
Слово предпринимателям и депутатам
Сергей Бейм, вице-президент фирмы ТЭС:
«Я постоянно получаю от Крымэнерго техусловия, в которых должен развивать их сети. Хотя они нам продают электроэнергию. Согласитесь, если я хочу продавать топливо людям — я строю заправку. А если я не могу построить, то не смогу и торговать. И если я попросил развить за меня мои сети, то должен рассчитаться за это то ли топливом, то ли электроэнергией. Но на сегодняшний момент, будем так говорить, они „продают“ техусловия. То есть они зарабатывают не на электроэнергии, а на продаже техусловий. Например, мы в городе Керчи делали реконструкцию подстанции два года назад и нас сейчас там тоже пытаются заставить сделать реконструкцию. Все техусловия, которые мы получаем, обременены „развитием“ Крымэнерго. В каждом случае по-разному, бывает, они тянут на миллион, бывает — на полтора. И в приципе получить техусловия без такого дополнительного „обременения“ в Крымэнерго невозможно!
Мы сегодня рассматриваем возможность перехода на газовые генераторы и отсоединения от Крымэнерго. Сейчас я плачу в Крымэнерго за потребляемую электроэнергию порядка двух миллионов гривен в месяц. Не нравится Крымэнерго иметь такого постоянного потребителя? Значит, мы за год-полтора постараемся от них уйти!»
Игорь Лукашев, депутат ВС АРК:
«Всем выставляют сегодня какие-то дополнительные условия, особенно когда это крупный или средний объект. Например, реконструировать ТП, поменять трансформатор, который к вам никакого отношения не имеет. По идее, они должны, как это принято в нормальных развитых странах, заявить, сколько им нужно ресурса, сколько киловатт, кубов воды, кубов газа, и они должны подвести сети к объекту и сказать: вот вам водная труба, вот здесь вход, подсоединить, заключить договор и платить. Причем сами должны бегать с бумагами, а не люди носиться в какие-то фирмы, которые подписывают сотни, тысячи бумаг. Вы монополисты — вы должны людей обеспечить. Почему на это не реагирует Антимонопольный комитет — тоже вопрос. Одними правоохранительными органами мы не добьемся порядка. Потому что все это зарегулировано различными указами, приказами, ссылками на закон, внутренними постановлениями... Здесь нужно менять законодательство. То есть этим должны заняться Верховная Рада Украины и соответствующие министерства — до минимума сократить все эти бюрократические моменты, при которых получают техусловия. Все зарабатывают на этом вопросе. Самое главное, что такая ситуация тормозит развитие реального сектора экономики».
Сергей Макеев, руководитель крымской сети супермаркетов «Фуршет» и ассоциации «Торговля Крыма»:
«Я надеялся, что Антимонопольный комитет будет помогать в этом плане, но он, к сожалению, не помогает. А Антимонопольный комитет должен все договоры, которые монополисты „строят“ с абонентами, согласовывать. Они — монополисты, и там должны быть учтены условия Гражданского кодекса, то есть соблюдена равная ответственность обеих сторон! А они делают так, как им выгодно. Я говорил с новым директором [Крымэнерго]. Там говорят, что сейчас никаких дополнительных условий ставить не будут. Я говорю, вы что будете работать, как в Финляндии? Дом построил, тут сразу три компании предложили свои услуги и провели сами кабель, все до самого дома, только за подключение заплатил — и все. И там все развитие сетей заложено в тариф. И действительно, если вы хотите сеть развивать — берите кредит, как все предприниматели».
Мила ШИПШИНОВИЧ, Антон ПАВЛОВ, Юрий АНДОЧКИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 210 от 7 декабря 2012 год
Еще статьи:
Дышите — не дышитеВиктор Дрибной: «Мое терпение лопнуло»Керчь останется без воды?Коммунальная ОПГ — «Бытфон»?Битва за Интернет