Переселенцы едут в Крым за халявным жильем
Симферопольская мэрия радостно отчиталась о том, что вручила ключи от двухуровневой квартиры в центре города (на улице Училищной) семье переселенцев с некогда радиоактивно загрязненной территории Житомирской области. Вроде можно бы и порадоваться за этих переселенцев, только сразу вспоминаются сотни крымских чернобыльцев, в том числе с больными детьми, которые остаются без жилья десятилетиями.
И ключ от квартиры, где деньги лежат
Семья упомянутых переселенцев — люди возрастом чуть больше сорока. Стояли на квартирной очереди вроде как с 1991 года. С тех пор обзавелись тремя детьми.
Стоимость квартиры в новом доме, которую они заполучили в Симферополе, составила 300 тысяч гривен. Из них 190 тысяч поступило по переселенческой программе по линии МЧС Украины, еще 110 тысяч — из горбюджета неожиданно выделил Симферопольский горсовет.
Щедрость мэрии просто загнала в тупик. Неужели вся Житомирская область опустела после Чернобыля? Так ведь нет — живут там люди и здравствуют, работают, рожают детей.
Тем не менее такое ощущение, что некоторые самые предприимчивые, спекулируя Чернобыльской катастрофой, прорываются не в какие-то экологические районы страны, а... исключительно на юга. И обзаводятся приличным жильем за счет бюджета местных громад. Причем делают это, похоже, не без выгоды для местных чиновников. Удобная схема, не правда ли? Но возникает логичный вопрос: почему мы должны в спешном порядке обустраивать полноценных граждан? Неужели только за то, что они из Житомирской области? Тут вспоминаются годы, когда Владимир Шкаберин был еще вице-премьером и утверждал, что на поддержку Львовской области шло 17% крымского бюджета.
Надежды очередь питают
Но вернемся в наше время и вспомним симферопольскую статистику. Квартирная очередь в Симферополе имеет три категории: общая (квартиры ждут около 11 тысяч человек), первоочередная (около 3 тысяч) и внеочередная (709 человек). Первоочередную и внеочередную составляют чернобыльцы, афганцы, ветераны Великой Отечественной войны, переселенцы и т. д. Внеочередная очередь — это граждане, например, имеющие шесть-семь детей, в том числе инвалидов; они ждут хоть какое-нибудь жилье десятки лет.
Что примечательно, еще пару лет назад списки очередников и внеочередников открыто красовались в коридорах исполкома и все могли увидеть, как продвинулась очередь. Для получения этой информации не надо было записываться на прием к чиновникам.
Неожиданно списки пропали из общего доступа. Неужели квартирные очереди в Симферополе так быстро двигаются, что чиновники не успевают вычеркивать уже осчастливленных жильем?!
Городской голова обещает на брифингах, что на сайте мэрии списки когда-нибудь обязательно появятся, ведь это как раз та информация, которая интересует горожан в первую очередь. Не показывают чиновники и списки тех, кто мечтает получить бесплатно жилье в городе по переселенческой очереди.
Александр Трушицин, начальник отдела по вопросам квартирного учета и распределения жилья Симферопольского горсовета:
«У нас это Коростень и Житомир, в основном люди оттуда — 57 человек. А в Житомирской области они должны сдать свое жилье, когда будут выписываться, — такое условие. Обязательно должны представить нам справку. Ее пока еще не привозили. Госбюджет выделяет деньги по линии МЧС для закупки квартир людям данной категории. Деньги по программе выделяются на новое жилье либо недостроенное. Мы, например, находим квартиру, но если она стоит чуть больше положенного, разницу мы доплачиваем из местного бюджета».
Удивительно, почему выбор горсовета пал на квартиру столь приличной стоимости? Неужели не было желания сэкономить деньги громады, прикупив жилье переселенцам менее пафосное и не в самом центре Симферополя? Так нет же, в их квартире выполнена внутренняя отделка, установлена сантехника, проведено автономное отопление, имеются стеклопакеты, батареи, счетчики. Помнится, даже нашему земляку боксеру Усику, ныне олимпийскому чемпиону, выдали квартиру, что называется, без всего — абсолютно пустую коробку без отделки и даже без сантехники.
Возникает и другой вопрос: где результаты сотрудничества города и строительных фирм, которые, затевая строительство на городской территории, подписывают с местной властью договор участия в развитии инфраструктуры крымской столицы? А за это, по идее, они должны отдавать городу не менее 5% жилья. Вся проблема в том, что сейчас эти 5% квартир идут отнюдь не городу, а, по слухам, аккурат тому, кто из чиновников дает добро, подписывая разрешение. По Симферополю сегодня возводится много новых домов, но где все эти квартиры, мэрия отчета не дает, и квартирная очередь, по сути, не шевелится. А ведь именно это «долевое» жилье могло бы сэкономить деньги громады в рамках той же программы покупки квартир переселенцам.
Разница в стоимости — разница в откате
В этой ситуации функционеры от чернобыльских организаций удивляют своей пассивной позицией, заявляя, что все идет как надо, чуть ли не как по маслу. Вряд ли чернобыльцы смогут сказать что-то положительное о процессе распределения жилья.
Виктор Тимофеев, председатель cимферополь-ской городской организации инвалидов «Союз «Чернобыль»:
«Как правило, деньги из госбюджета поступают в сентябре-октябре — бывает, и 400 тысяч, и 600 тысяч гривен. И мы потом начинаем распределять. Сейчас по первому списку ждут квартиры около 200 человек, по второму, куда входят переселенцы и участники ликвидации второй категории, — примерно столько же. Переселенцам мы должны давать квартиры в первую очередь. Никуда не денешься, если они оттуда выписались... В прошлом году выдали три квартиры, эта как раз была третьей. Деньги на приобретение жилья, которые приходят из Киева, мы распределяем среди городов, где есть возможность выделить квартиры. В прошлом году дали Евпатории и Симферополю.
Бывает такое, что человек стоит на очереди, а не хочет брать квартиру по какой-либо причине. Например, живет в Джанкое, а Джанкой не может выкупить квартиру... В некоторых городах говорят, а у нас, мол, нет денег покрыть эту разницу».
Возникает вопрос: где вы видели в Джанкое квартиры «для социальных нужд» стоимостью по 300 тысяч гривен (то есть около 40 тысяч долларов)? Здесь на вторичном рынке можно прикупить нормальное жилье даже по девять тысяч долларов — одним махом всей очереди переселенцев... Только почему-то господа страждущие-переселенцы и функционеры от чернобыльских организаций выбирают Евпаторию, Ялту, Симферополь, а не менее пафосные районы автономии... Видно, потому, что с оплаченной городом разницы легче поиметь откат.
Получается, что сегодня около 500 чернобыльцев в разных очередях ждут квартиры, в то время как наши чиновники играют по максимуму — покупают дорогущие квартиры неким «избранным», вместо того чтобы обеспечить сносным жильем сразу нескольких нуждающихся. Их рассказы о том, что чернобыльцы, когда им предлагают жилье, даже будто бы отказываются, сильно смахивают на бред. Возможно, если в семье, к примеру, четверо детей, а дают ей всего-навсего однокомнатную, люди, конечно, могут отказаться. Но тут есть один принципиальный момент — такие «несоответствующие» квартиры должны выделяться временно, а человека при этом с очереди по улучшению жилищных условий нельзя снимать. Но как показывают практика и наши источники, близкие к горсовету, внеочередникам выдвигают незаконное условие: либо получай то, что дают, и снимайся с очереди, либо будешь ждать квартиру до конца собственной биографии...
Елена МИТРОФАНОВА
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 195 от 24 августа 2012 год
Еще статьи:
«Очередная» афера мэрииИзбранным – в квартиры, остальным – в очередьЖилье мое…Семьи военных останутся без жилья?В Cовмине обсуждали проблемы жилья и детей