Новости Крыма

Социум → Проблема

Сегодня, 14:26 Просмотров: 454
Социум → Проблема
Почему подростки не могут достучаться до взрослых
Занятые проблемами выживания взрослые зачастую пускают жизнь своих детей на самотек — в наше проблемное время некоторым родителям и поговорить со своим ребенком некогда. А дети требуют внимания к себе, ищут ответы на вопросы, которые сами разрешить не в силах.

Кто-то находит все решения с помощью более «осведомленных» сверстников и перестает считать родителей и педагогов авторитетами в своих жизненных перипетиях. А кто-то так и не находит ни авторитетов, ни выхода из своей проблемной детской жизни, предпочитая покончить с ней (жизнью) навсегда. Не слишком ли дорого мы, взрослые, расплачиваемся за свою невнимательность?
Кто виноват и что делать?
Сообщений о детских суицидах в СМИ становится, кажется, все больше, а самоубийцы — все моложе. Причины принятия такого жестокого решения порой малопонятны даже психологам. Хотя такие случаи уже далеко не всех повергают в ужас, а должны — что же толкает ребенка, только начавшего такую долгую жизнь, добровольно из нее уйти?
30 июля в Симферополе 16-летняя девушка прыгнула с крыши 14-этажного дома на улице Маршала Жукова. Вызванная очевидцами скорая помощь ничем самоубийце помочь не смогла — девушка к приезду медиков была уже мертва. Милиция, надо полагать, пока еще устанавливает обстоятельства и причины происшествия.
Педагоги учебного заведения пишут отчеты и характеристики на свою подопечную, недоумевая, что же случилось с девочкой. Надо сказать, что, по отзывам окружающих, Кристина (назовем ее так) была девочкой спокойной, неконфликтной и ответственной — была старостой группы. Никогда не повышала голос, переживала и за успехи других учащихся. Училась очень хорошо, среди отметок преобладали «десятки», так что через пару лет вполне могла бы претендовать на красный диплом. Если бы дожила...
Ее смерть буквально ошеломила всех: и преподавателей, и студентов. Говорили еще, что Кристина оставила записку, в которой якобы назвала причину такого решения. Впрочем, правоохранители, естественно, не торопятся давать какую-либо информацию в этом деле — тайна следствия, знаете ли.
А подумать в поисках версии и причины есть над чем: семья девочки ходила на собрания в секту свидетелей Иеговы, адепты которой уж больно активно ведут свою работу на украинских и крымских просторах. И ладно бы вербовали в ряды своих сторонников «сирых и убогих», так нет — чистенькие и активные старушки, например, в Симферополе облюбовали парк Тренева, где пристают и к гуляющим с детишками мамочкам — вот, мол, только у нас царство Божье, и недорого. Секта эта во всем мире признана деструктивной и в большинстве стран запрещена по многим причинам, поскольку устанавливает тотальный контроль над личностью, в результате чего человек может остаться наедине исключительно с «адептами», потеряв семью, родных и работу.
Впрочем, девочка не скрывала, что ходит на собрания «свидетелей», потому и от развлекательных меропри­ятий отказывалась — мол, нельзя нам. Что творилось у нее в голове накануне последнего прыжка, сейчас уже выяснить крайне сложно, но даже если она была глубоко верующей, вера не могла бы ее толкнуть на такой поступок — практически во всех религиях самоубийство является страшным грехом. Если, конечно, до этого ты не совершил более страшный. Но все уверяют, что Кристина — не такая.
Среди студентов ходят слухи, что была у девочки и еще одна проблема, с которой, кстати, довольно часто сталкивается молодежь, — она работала в одном из супермаркетов, где работала и ее мама. Говорят, что руководство торгового центра неоднократно обвиняло малолетнюю сотрудницу в недостачах. И «насобирало» таких якобы «недостач» настолько много, что девочке пообещали, что она до конца жизни не сможет рассчитаться с работодателями. Вроде как она рассказывала об этом некоторым из подруг. Не от этой ли финансовой безысходности она и шагнула в никуда? Тем более что торговый центр, которому якобы «задолжала» девочка, находится как раз в том районе, где она и сбросилась с крыши.
Где «учиться жизни»?
Слава Богу, детские самоубийства относятся (пока еще) к исключительным случаям, но их явный рост не может не беспокоить таких умных взрослых. Психолог Руслан Новиков считает, что нынешних родителей почему-то мало волнует внутренний мир детей, они относятся к детям по принципу «одеть, обуть и накормить». А вот все остальное у нас выравнивается по стандарту начиная еще с детского сада: там учат мыслить и все остальное делать по стандарту — если небо, то голубое, если ромашка, то белая, получается, и жизнь должна быть одинаковая. В школе мы продолжаем навязывать свое воспитание, решая задачи по установленному алгоритму, одобренному сверху. А куда же девается детская личность?
Еще недавно был огромный бум поступлений выпускников школ исключительно в вузы, ни в училища, ни на курсы рабочих добровольно не шли даже потенциальные двоечники — непрестижно. Говорят, что эти «понты» остались нам в наследство от СССР, вот только время «вступления в права» что-то подзатянулось. Но есть и разница — воспитанники советской системы прекрасно знали, кем хотят стать и, кстати, что для этого надо сделать. Нынешние дети в раздумьях до последнего дня — кем быть, чтобы иметь много денег. При этом руками большинство работать не хочет: токарь, строитель — это непрестижно. Ладно, из всего не слишком «лакомого» выберем поинтереснее — вот, в повара пойду.
А как насчет пару мешков картошки почистить? Это же тоже руками делается. Потому многие подростки подают документы в учебные заведения без «шика» в подавляющем большинстве в последний день, когда уже решается вопрос «куда бы сунуться». Вот и су­ются, но, как правило, не учатся.
А вот жизни и общению с окружа­ющими детей не учит никто — к психологу сами не ходят, такими специ­алистами детей почему-то пугают да­же педагоги, а такой ранее необходимый предмет, как «Этика и психология семейной жизни», никто детям не преподает, вот они и не впитывают необходимых социальных норм. А в лучшем (или в худшем) случае повторяют судьбу родителей. Как, например, ученица того же заведения, где училась и Кристина. Девочка была сиротой, ее нашли на вокзале в трехлетнем возрасте, отправили в интернат, позже она поступила в училище. Ничему еще не научившись, уже забеременела и легла на сохранение. Когда родила ребенка, оставила его... на вокзале, а сама получила «материнские деньги». Ее лишили родительских прав на ребенка, но «мамочка» умудрилась родить второго. Вот его она не успела «определить» на вокзал, хотя хотела просто — в канализацию. Отобрали, лишили прав, а девица гордо пообещала, что и в третий раз ощутит «радость» материнства — родит третьего. Так кто же они, эти дети, — неужели наша копия?
Ванда ЯЗВИЦКАЯ
Фото «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 194 от 17 августа 2012 год
Еще статьи:
Такая ненужная жизнь...Ожог совестиЖила-была девочка...Сдам ребенка за кругленькую сумму, или Почему в наших детских садах с родит ...Ищу генерального спонсора своего паспорта!
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 2324
252627