Зачем лечебное учреждение республиканского уровня доводят до состояния, какое не увидишь в самой пропащей районной больнице, как лечат там туберкулезных больных и почему диспансеру не могут помочь даже международные организации, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
«Закрытая» территория
Писать о республиканских больницах не входило в наши планы, поскольку основная часть подобных заведений, в отличие от «районок», не имеет такого перечня острых проблем, которые годами остаются нерешенными. Однако, как оказалось, Крымский республиканский противотуберкулезный диспансер представляет собой крайне удручающее зрелище.
Правда, желающих рассматривать условия лечения и пребывания больных, кроме самих пациентов, немного, да и оценить все «прелести» больницы на первый взгляд не так-то и просто — диспансер является режимным учреждением, вход на территорию которого осуществляется только по направлению районного врача. Поддерживают «режимность» представители некой охранной фирмы, которые теоретически должны не только отсекать любопытных, но и предотвращать контакт больных туберкулезом с окружающим миром. На практике же корреспондент газеты «Крымский ТелеграфЪ» беспрепятственно попал на территорию «закрытого» учреждения, не встретив со стороны охраны никакого внимания. Также и пациенты минуют проходную, направляясь к расположенному за воротами убогому киоску, торгующему спиртным и сигаретами.
Лечат или калечат?
Лечебные корпуса диспансера, несмотря на относительно молодой возраст, выглядят как давно не реставрированные памятники старины — в пятнах дождевых подтеков, со следами осыпавшейся штукатурки и заколоченными фанерой окнами.
Внутри обстановка и вовсе аварийная — крошево когда-то кафельной плитки с бетонными заплатками, неисправная сантехника, вспученная от сырости краска на стенах. Одним из зимних ураганов снесло часть шифера над вторым корпусом, помещения активно заливает в любую непогоду, однако денег на восстановление, по словам администрации, пока что не поступало.
Станислав, пациент тубдиспансера:
«Условия с каждым годом все хуже. Дезинфекция не проводится даже в туалетах. В палатах сыро, потому что крыши текут».
Да и что крыша, в период все тех же зимних аномалий в тубдиспансере замерзли и полопались трубы горячей воды, из-за чего пришлось спускать воду из системы и ждать потепления. Сколько больных так и не дождалось весны, сказать не может никто. Зато завтра, по словам администрации, больница не застрахована от повторения катастрофы — лопнувшие трубы залатали, однако на их утепление денег нет.
Сделаем, но денег нет
Отношение чиновников здравоохранения к этому учреждению в целом вызывает очень много вопросов. Начать хотя бы с того, что по программе усиления борьбы с туберкулезом на реконструкцию заведения предполагалось до конца прошлого года выделить около 20 миллионов гривен, однако за все это время на капитальный ремонт основного комплекса диспансера не поступило ни копейки. В поисках выхода из ситуации больница совместно с представителями правительства подписала меморандум с Глобальным фондом, крупнейшей международной организацией, взявшей на себя обязанности по полной переукомплектовке давно исчерпавшего свой ресурс оборудования. В том числе благотворители готовы были смонтировать специальные вентиляционные системы, которые бы создавали отрицательное атмосферное давление, не позволяющее бациллам активно разлетаться по воздуху. Основным условием реализации данного проекта со стороны Глобального фонда было проведение капитального ремонта всех сооружений, куда в дальнейшем планировалось поставлять дорогое медоборудование. Однако, по словам главного врача диспансера Олега Тимченко, несмотря на меморандум, в министерстве никак не могут отыскать шесть миллионов гривен на капитальный ремонт тубдиспансера, как и на замену очистных сооружений, работа которых вопиющим образом нарушает многочисленные санитарные нормы.
Одно к одному
Вообще, за последнее время учреждение, несмотря на высокие медицинские показатели, обзавелось не очень хорошей репутацией — время от времени в околобольничных кругах вспыхивают скандалы то с тендерами на продукты питания, то с распределением премий среди приближенных главврача (например, премия главному бухгалтеру в размере 13 тысяч гривен). Наиболее резонансными оказались результаты проверки Госказначейством, нашедшим махинаций на сумму в несколько миллионов гривен.
Впрочем, администрация больницы уверяет, что все эти проверки были «заказными», а работавшие несколько месяцев назад по данным фактам правоохранители никаких махинаций не нашли. Кто натравил фискальные органы на тубдиспансер, главврач говорить категорически не желает, но подчеркивает, что пик проверок совпал с другими интересными событиями.
Так, временно исполняющая обязанности руководителя Лилия Мамотенко, пока главврач болел, заключила договор с частной фирмой на охранные услуги, хотя больница в них не нуждалась, да и услуга, судя по проведенной «Крымским Телеграфом» проверке, крайне сомнительного качества.
Кроме охраны, Лилия Мамотенко «по-тихому» заменила и главного бухгалтера с пятнадцатилетним стажем на малоопытного сотрудника, а также сделала ряд кадровых перестановок, результатом которых стало увольнение нескольких врачей и медсестер.
По словам работников учреждения, «бархатная» революция была поддержана и влиятельными чиновниками Мин-здрава. Это предположение подтверждает ситуация вокруг благотворительной организации Фундация «Голландия — Украина», которая ежегодно подгоняет заведению две фуры матпомощи на общую сумму около миллиона гривен. Говорят, что международные благодетели недавно получили официальное обращение, подписанное одним из должностных лиц министерства, суть которого сводилась к тезису: «спасибо, в ваших подачках больше не нуждаемся».
Лакомый кусок
Эти события, по мнению главврача учреждения, могут быть направлены на смену руководства, поскольку за все время его работы учреждение не отдало в аренду ни единого квадратного метра. А имущество республиканского тубдиспансера действительно выглядит весьма «аппетитно» — комплекс сооружений в живописной лесной местности под Симферополем и два здания в самом центре крымской столицы уже давно не дают покоя разного рода коммерческим структурам.
Олег Тимченко, главный врач диспансера:
«Несколько лет назад нам уже предлагали „переехать“ из здания на улице Богдана Хмельницкого, но тогда нам удалось отстоять поликлинику... Сегодня мы единственные в Украине лечим менингит в специальном отделении. Во всех других регионах люди просто от этого умирают... А сейчас есть тенденция эту уникальную практику поломать. Может быть, потому, что наше отделение находится на бульваре Франко — в самом центре города».
Такие предположения имеют под собой реальные основания — несколько лет назад республиканская психиатрическая больница № 1 «добровольно» отказалась от части своей территории, которую тут же забрала в аренду некая строительная фирма. Как знать, не ждет ли такой же сценарий и тубдиспансер — ведь земля в центре Симферополя гораздо важнее какого-то там туберкулеза.
Юрий АНДОЧКИН
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 193 от 10 августа 2012 год
Еще статьи:
Кто ищет – тот находитБелогорская ЦРБ — опасно для жизни!Первая севастопольская – больница, в которой есть все?Нижнегорское ТМО — лечат по старинкеБесплатная медицина по-красноперекопски