Новости Крыма

На дне Черного моря лежат артефакты на миллионы долларов

Вчера, 12:06 Просмотров: 1920
На дне Черного моря лежат артефакты на миллионы долларов
Институт археологии и местные дайвинг-клубы пытаются уберечь от «черных» археологов уникальные памятники истории
«Крымский ТелеграфЪ» побеседовал с директором Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергеем Вороновым, который рассказал нам о том, где лежат затонувшие корабли, почем продают находки на черных рынках, и что грозит любителям охоты на артефакты за «подводное воровство».
– В каких местах у крымских берегов любят охотиться «черные» дайверы?
– Наиболее распространенные места разграбления объектов подводного культурного наследия Украины сегодня — это Южный берег Крыма, Каламитский залив и полуостров Тарханкут. Самые посещаемые дайверами памятники, а стало быть наиболее разрушаемые, – немецкие транспорты «Волга-Дон» и «Варна», затонувшие в 1943 году, транспорт «Цесаревич» времен Первой мировой войны, «Буг», британский трехмачтовый барк «Агнес Блейки» времен Крымской войны, теплоход «Ленин», транспорт «Жан Жорес», бомбардировщик «Дуглас-Бостон А-20» и гидросамолет «Дорнье».
– На каких глубинах находятся эти объекты?
– От 12 до 97 метров. Есть прямо у береговой полосы, другие подальше.
– Какой ущерб наносят «черные» дайверы?
– Это необратимые потери для культуры. Например, сняли двигатель с бомбардировщика «Дуглас» – и мы потеряли единственный образец летательного аппарата Второй мировой войны американского производства, которого в Украине больше нет. Или, например, «Агнес Блейки». Сейчас грабятся трюмы этого трехмачтового барка. Грабятся севастопольскими и киевскими дайверами. Из трюмов вытаскивают предметы быта и даже продукты питания, которые, на удивление, неплохо сохранились. Так, к нам попала информация об украденном сыре, который пролежал на «Агнес Блейки» 150 лет. Ходит байка, что недавно подняли унитаз с какого-то судна и продали за большие деньги. С теплохода «Ленин» украдены рында, секстан, штурвал. Перечень – ой-ой-ой.
– А где все это продается?
– В Киеве по субботам работает антикварный рынок, который в последнее время просто набит артефактами с Черного моря. Это все – ржавые якоря, штурвалы, рынды. Участились случаи продажи вооружений. Уже не стесняются продавать кортики, сабли, хотя это уже статья – холодное оружие. И даже подчас неплохо сохранившиеся пулеметы и автоматы. И если даже в них чего-то не хватает, профессиональный токарь за две минуты выточит. Сейчас идет разграбление памятников на глубинах до ста метров, причем широким фронтом. На суше грабить уже нечего, а под водой любой, у кого хватит денег купить гидрокостюм и набор для ныряльщика, запросто может заняться «черной» археологией. И потери эти, к сожалению, не восполняются. Например, если с «Агнес Блейки» украсть рынду, корабль просто потеряет свой имиджевый вид красивого средневекового парусника.
– Сколько может стоить такая рында?
– В зависимости от того, с какого корабля украли, и в зависимости от того, какая эпоха. XVII - XVIII век – понятно, дороже. Тогда использовали довольно хорошие материалы – бронзу, медь, обязательно были надписи. А любое информационное наполнение типа надписи на рынде или штурвале сразу удесятеряет стоимость предмета. На том же «Ангес Блейки» написано название судоходной компании. В Крыму это единственный парусник Крымской войны, который стоит с рындой на ровном киле. Я представляю, скольким коллекционерам снится, что это есть в их коллекции! Один штурвал от такого парусника может стоить порядка пяти тысяч долларов, а то и больше.
– Как много у нас «черных» дайверов, и как часто происходит разграбление?
– Скажем так, не все дайверы обязательно «черные». В большинстве своем они серые. Мне кажется, что не существует дайвера, который спокойно проплывет мимо объекта и удержится от того, чтобы не открутить какой-нибудь предмет, не рассмотреть на поверхности и потом не придумать, куда его деть. Это нормально, это человеческая психика. Правда, есть единицы, которые относятся к этому очень сознательно и подчас не столько из любви к истории родины, сколько чисто из практических соображений: если все разворуют, бизнес же рухнет совсем. Дайвинг существует, пока есть куда водить дайверов-туристов. А если все взять и украсть за один месяц, то никто сюда больше не приедет. Не на что будет смотреть. И такое направление, как подводный туризм, просто исчезнет. Поэтому некоторые дайверы объединяются в клубы с целью сохранения памятников: чем их больше, тем больше поток туристов и тем больше прибыль.
– Что грозит дайверам за «подводное воровство»?
– В Уголовном кодексе Украины предусмотрена статья «За разрушение и повреждение памятников культурного наследия Украины». От трех до пяти. Но проблема в том, что тяжело поймать человека на месте преступления. Я, например, не слышал, чтобы кого-то под водой застукали с открученным штурвалом в руках. Да и без коррупции наверняка не обходится. Я так подозреваю, люди договариваются, ведь речь идет о приличных суммах. Американцы в этом плане более сознательные. В нашей совместной экспедиции один из них управлял пылесосом подводного робота и вытянул нечаянно гвоздик из деревянной доски античного корабля. Он там еле сидел, доски ведь уже прогнившие. Так на него как накинулись! Час третировали, час рассказывали, какой он нехороший, что мне его аж жалко стало. «Да как он мог! Теперь эта доска будет без гвоздя! И теряется целостность комплекса! Мы теперь не сможем проследить то-то и то-то…» Представляешь, какие ненормальные! А у нас танки продают – и ничего...
– Какие танки?
– Самоходные орудия с транспортника «Санта-Фе» (затонул во время Второй мировой войны недалеко от Севастополя вместе с техникой и боеприпасами — прим. Авт.) Подняли их за полгода до вступления в силу закона «Об охране культурного наследия». СБУ наехало, отняло. Тот аквалангист подал на них в суд. Когда судья выяснил, что это было до закона, находки пришлось вернуть. Он на радостях давай предлагать танки на продажу за два - три миллиона. Но кто это купит? Ведь при транспортировке все равно отнимут. Я вон самолет вез с Тарханкута, носовую часть и одно крыло, так меня раз пятьдесят остановили, документы проверяли. Под флагом Академии наук ехал, и то тормозили. Так вроде бы эти танки и стоят в гараже одного из севастопольских дворов.
Денис СИМОНЕНКО "Крымский ТелеграфЪ"
коллаж К.Семерджян
материал опубликован в "КТ" № 125 от 1 апреля 2011 года
Раздел:
Календарь
< Апрель Май, 2024 Июнь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930