Начальник ялтинской милиции признал, что в его «компетенцию» входит не только стихийная торговля
Торговые точки в Ялте массово становятся «под крышу» местных правоохранителей. Сколько зарабатывают на этом бизнесе «оборотни в погонах», расследовал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Нештатная ситуация?
Учитывая особую специфику Южнобережья и чрезвычайную остроту проблемы несанкционированной торговли, которая серьезно портит имидж Ялты, «Крымский ТелеграфЪ» решил лично проверить правдоподобность утверждений о том, что правоохранители откровенно игнорируют и даже «крышуют» нелегальные торговые точки.
Для проведения эксперимента решили начать с малого — выбрали два внушительных объекта возле городского ЗАГСа, сделали фотографии и даже на всякий случай сделали закупку «нелегальных» персиков и абрикосов.
Затем позвонили в милицию и удивили их информацией о том, что, оказывается, в общественном месте буйным цветом расцвела стихийная торговля. Дежурный заверил нас, что обращение зарегистрировано и на место будет выслан наряд. Спустя час снова набрали 102, однако с первого раза дозвониться уже не удалось — несколько раз вызов сбрасывали, потом вообще не брали трубку. Оставалось только порадоваться, что наш звонок не был связан с каким-нибудь тяжким преступлением, тем более что точки пока не сворачивались, а продолжали интенсивно обслуживать отдыхающих.
Когда все же удалось дозвониться, дежурный заявил, что много других выездов, поэтому группа опаздывает. Однако, вероятней всего, такое промедление объяснялось очень тривиально — у хозяев «нелегалки» не было возможности оперативно подогнать машину, чтобы вывезти точку до появления милиции. Грузовой «Форд» с бригадой грузчиков подъехал через полтора часа, через десять минут после появления участкового и других работников милиции.
Опросив реализаторов, которые быстро прекратили торговлю, стражи порядка установили, что те вовсе даже и не торговали, а только собирались приступить к этому противоправному действу. Сделано это было не случайно: если установлено, что торговля не велась, оформляется протокол о загромождении общественного места, за который максимум, который «светит» нарушителю, — это штраф в полторы сотни гривен. И все остаются при своих интересах.
Когда же мы показали милиции фото, на котором видно, что продажа велась даже после их прибытия, в протокол быстро внесли соответствующие коррективы, однако в дальнейшем у «борцов» со стихийной торговлей появился ступор, связанный с проблемой — куда и на чем вывозить весь товар, который положено конфисковать у нелегалов. Из этого мы сделали вывод, что случай этот для ялтинских милиционеров явно не рядовой, а, можно сказать, форс-мажорный, и отправились продолжать эксперимент в еще более «рыбном» месте.
Не доехали и не приедут
Второй площадкой для проверки тезиса о том, что в Ялте стихийщиков «крышует» милиция, стал овощной рынок, на аллее перед которым мы насчитали около тридцати фундаментальных точек, не санкционированных местной мэрией.
Памятуя проблемы с дозвоном местному дежурному, набрали милицию с другого телефона и порадовали заявлением о том, что наблюдаем вопиющее нарушение законодательства, которое неплохо было бы пресечь. Снова засекли время и буквально через три минуты заметили, как оживилась заставленная всевозможными лотками и столиками аллея. Часть «коммерсантов», особенно из числа тех, чьи точки были попроще, стали активно убирать товар и сворачивать столы. Те, чьи торговые места не позволяли оперативного «свертывания», общей панике не поддались и продолжали работать.
Объяснение этому спокойствию дала одна из реализаторов, которая, свернув стойку с солнцезащитными очками, привычно заняла выжидательную позицию на парапете возле рынка. По ее словам, вывезти с узкой территории, заставленной машинами, такое большое количество товара просто нереально даже за полдня. «Поэтому, скорее всего, милиция вообще не приедет. Думаю, хозяева уже сообщили об этом реализаторам, вот они и не суетятся. А я на всякий случай пару часиков пережду», — добавила продавщица.
Как бы парадоксально это ни прозвучало, но она оказалась права — спустя полтора часа мы набрали дежурного и попытались выяснить, по каким причинам работники МВД до сих пор не отреагировали на вызов. «У них другие дела», — веско поведал нам дежурный и отключился. Спустя четыре часа аллея имела прежний «стихийный» вид, милиция так и не прибыла, а начальник Ялтинского ГУ МВД Александр Колесников отказался комментировать эту ситуацию, заметив только, что «компетенция милиции — это не только стихийная торговля».
На круги своя
Завершая эксперимент, мы вернулись на место, с которого его начали. Обе точки, в отношении которых правоохранителями было установлено отсутствие разрешительной документации на торговлю, продолжали работать как ни в чем не бывало. По словам очевидцев, изымать продукцию стражи порядка не стали, а, закончив с писаниной и убедившись, что журналистов уже поблизости не наблюдается, убыли по «другим делам».
Более того, как удалось выяснить у местных жителей, возмущенных тем, что ящики с фруктами и овощами перекрыли весь тротуар, хозяин этих объектов имеет непосредственное отношение к органам правопорядка и посему нет никакой гарантии, что, добившись изъятия товара и оборудования, через час-полтора мы не увидели бы тот же товар и на том же месте. Все вернулось на круги своя.
P.S. Материал просим считать официальным обращением к руководству крымской милиции с требованием провести проверку указанных фактов и принять меры реагирования в соответствии с действующим законодательством.
Почем «крыша»
Официально: законопослушные ялтинские предприниматели, желающие легализовать свою торговую деятельность, за право развернуть лотки на улице, да и то в специально отведенном месте, несут в городскую казну по десять тысяч гривен. А вообще, по словам одного из таких коммерсантов, на всевозможные сборы и отчисления он расходует в год около сорока тысяч.
Делиться с родным городом такой суммой прибыли готов далеко не каждый предприниматель — многие из них ставят свои палатки где захотят и безо всякой разрешительной волокиты. При этом теоретически они рискуют всем своим товаром и оборудованием, однако особо этого не боятся.
Неофициально: местные бизнесмены без труда называют неофициальную таксу за беспроблемное размещение торговой точки без согласования с чиновниками ялтинской мэрии. За палатку в спальном или удаленном районе города специальному человеку надо платить по пятьсот условных единиц в месяц. А самодельный павильон на проходных участках и в центре города обойдется в тысячу долларов за один месяц работы.
Компетентно: Александр Холод, член комиссии по промышленности, торговле, транспорту и предпринимательской деятельности Ялтинского горсовета: «На позапрошлой сессии я лично передал начальнику управления милиции пакет документов на 145 точек стихийной торговли. Это не какая-то бабушка с ведром абрикосов или семечками, а полноценные торговые точки, которые занимают по десять-пятнадцать квадратных метров. Я передал фотографии, описание их расположения, графики работы и многое другое. Однако на сегодняшний день нет никакой информации о том, чтобы хоть одну точку ликвидировали, — наоборот, с тех пор их стало еще больше».
Юрий АНДОЧКИН
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 190 от 20 июля 2012 год
Еще статьи:
Стихийка – бич курортаБизнесмены Крыма против нелегальной торговлиЕвпаторийская милиция имитирует… борьбуПили б дети молоко — были бы здоровыСтихийка — только до «среды»