Все больше внимания сегодня уделяется обеспечению защиты прав и свобод граждан, охране общественного порядка, профилактике правонарушений и борьбе с преступностью. Важная роль в оказании помощи органам внутренних дел, Государственной пограничной службе Украины, органам государственной власти и местного самоуправления в этом направлении принадлежит общественным формированиям по охране общественного порядка и государственной границы.Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими привлечение населения к охране общественного порядка, борьбе с преступностью и административными правонарушениями, являются Закон Украины от 22.06.2000 г. № 1835-III «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы» и постановление Кабинета Министров Украины от 20.12.2000 г. №1872 «Об утверждении типового устава общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, описании образцов бланка удостоверения и нарукавной повязки члена такого формирования». Данными документами определены порядок создания, регистрации, основные функции общественных формирований, права и обязанности их членов, а также основы правовых гарантий и социальной защиты граждан, участвующих в этих формированиях, формы и методы их работы, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, органов внутренних дел и пограничных войск в отношении привлечения населения к охране общественного порядка и государственной границы.
Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы могут быть созданы на основах общественной самодеятельности как сведенные отряды общественных формирований, специализированные отряды (группы) содействия милиции и пограничным войскам, ассоциации общественных формирований и т.п. (ст.1 Закона).
Общественные формирования действуют на принципах гуманизма, законности, гласности, добровольности, соблюдения прав и свобод граждан, равноправия членов формирования и действуют в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и Государственной пограничной службой Украины.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции совместно с органами внутренних дел и пограничными войсками осуществляют координацию и контроль за деятельностью общественных формирований, заслушивают сообщения и отчеты руководителей указанных формирований.
Повседневная (оперативная) деятельность общественных формирований организовывается, направляется и контролируется органами внутренних дел и пограничными войсками.
Согласно действующему законодательству, формирования по охране общественного порядка и государственной границы не имеют права заниматься предпринимательской или другой деятельностью с целью получения прибыли (ст.3 Закона).
В случае, если деятельность общественного формирования распространяется на территорию нескольких административно-территориальных единиц, документы, необходимые для регистрации данного формирования, подаются в исполнительный органа совета, на территории которого будет находиться руководящий орган такого формирования.
Общественные формирования создаются на добровольной основе по месту работы, обучения и проживания граждан в составе не менее 10 человек и действуют на основании положения (устава) о нем. Положение (устав) согласовывается с руководством соответствующего территориального органа внутренних дел, подразделением пограничной службы, а также исполнительным органом совета, на территории которого будет вести свою деятельность данное общественное формирование. Членами общественного формирования могут быть граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста, не состоящие на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах, не имеющие судимости, не признанные судом недееспособными и изъявившие желание принимать участие в улучшении правопорядка и способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять на добровольных началах взятые на себя обязанности.
Основными формами и методами работы общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы являются:
патрулирование и выставление постов на улицах, площадях, парках и других общественных местах; проведение рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершающих; проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения; разъяснения в трудовых коллективах и среди населения существующего законодательства правил общежития и предупреждения антиобщественных поступков; оформление материалов (составление административных протоколов) на правонарушителей и направление их в соответствующие органы; использование средств массовой информации (телевидение, радио, печатные издания) в целях профилактики правонарушений и информирования населения о результатах деятельности, а также привлечении граждан к работе в данных формированиях; оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев; участие в спасении людей и имущества, соблюдении общественного порядка в случае стихийного бедствия и чрезвычайных ситуаций.
Для выполнения своих обязанностей члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы имеют соответствующие права, определенные действующим законодательством, такие, как: принимать участие в охране общественного порядка и государственной границы, предотвращении административных правонарушений; иметь удостоверение члена общественного формирования и нарукавную повязку установленного образца; доставлять в подразделения органов внутренних дел и пограничной службы лиц, которые совершили административное правонарушение либо выявили злостное неподчинение законным требованиям члена общественного формирования и не выполняют требования относительно прекращения административного правонарушения; в случае подозрения в совершении административного правонарушения и преступления проверять у граждан документы, удостоверяющие личность; составлять протоколы об административном правонарушении; в случаях совершения автодорожных правонарушений и их предотвращения осуществлять проверку документов у водителей на право пользования и управления транспортным средством; применять в установленном порядке методы физического воздействия, специальные средства индивидуальной защиты и самообороны; разрабатывать и вносить в соответствующие органы и организации предложения по вопросам укрепления правопорядка и профилактики правонарушений; способствовать установлению взаимодействия и обмену опытом в работе охране общественного порядка данных формирований и организаций и др.
Законом гарантируется защита жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества членов общественных формирований и членов их семей от преступных посягательств и противоправных действий, а также их социальная защита (ст.17).
Контроль за деятельностью общественных формирований осуществляют органы исполнительной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законом.
Одним из непременных условий эффективности деятельности правоохранительных органов по охране правопорядка, предупреждению и пресечению правонарушений, устранению порождающих их причин является организация взаимодействия органов внутренних дел, органов местного самоуправления и общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Взаимодействие предполагает согласование целей и объединение усилий для совместного решения задач в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Необходимость взаимодействия обусловлена множественностью организационных форм участия граждан в охране правопорядка, а также известной обособленностью общественных формирований.Автор: Заместитель директора департамента организационно информационной работы и контроля Ялтинского город