Профориентирование на крымской местности
С каждым годом профессий становится все больше, как и учебных заведений. Часто представления абитуриентов об идеальной профессии идут вразрез не только с душевными чаяниями и финансовыми возможностями их родителей, но и запросами рынка труда. Что же может стать спасительным «компасом»
в профориентировании на крымской местности?
Выбрать профессию так же сложно, как и спутника жизни. Во всем мире существуют десятки способов облегчить абитуриентам их непростую задачу. Например, в США профконсультации проводятся с начальной школы. Конкретный специалист не только координирует работу учителей по профориентации, но и помогает родителям развивать интересы и склонности их детей. На каждого ребенка профконсультант заводит отдельное досье, которое потом передает (с согласия учащегося) в службу занятости… Что может предложить абитуриенту украинская служба занятости?
По последнему слову техники
Сегодня практически в каждой крымской школе поселилась умная машина – профориентационный терминал. Работает он, как сенсорный телефон, – пару прикосновений к «татч-скрину», и автомат выдаст необходимую информацию. Терминал запрограммирован на три группы пользователей – это школьники, их родители и учителя. Полистав электронные «странички», можно обнаружить список вузов и техникумов Украины. Там же – перечень специальностей, контакты, данные по аккредитации. Есть здесь и каталог профессий – от самых заурядных до вполне экзотических. Можно посмотреть познавательное видео, пройти тесты, изучить спрос на специальности. Последний, кстати, часто становится одним из главных разочарований для абитуриентов. По данным службы занятости, такие профессии, как юрист, журналист, дизайнер, фотограф и иже с ними остались за бортом востребованности в Крымском регионе. В переизбытке сегодня и банкиры, бухгалтеры, экономисты. Актуально нынче иметь рабочую или техническую специальность, скажут вам в любом центре занятости. И действительно, стенды с объявлениями на все лады срочно требуют строителей, монтажников и слесарей. Правда, опускать глаза на предлагаемые оклады не советую, дабы не прослезиться. Впрочем, сейчас не об этом.
Научный подход
Если вы не доверяете бездушной автоматике, можно со спокойной совестью отправлять чадо в отдел по профориентационной работе (это в том же центре занятости). Там его протестируют вполне живые специалисты – в основном в этом отделе работают психологи и социальные работники. Однако ни один тест не даст 100-процентной гарантии, что любимое дитя в разгар третьего курса не заявит вам, что выбранный «по науке» факультет – «ну, не мое, мать, чесслово».
Елена Морозова, школьный психолог:
– Ребенка начала тестировать со средних классов. Думала, уж если чужим детям помогаю определить, кем стать, то своему и подавно смогу. По всем показателям выбрали вуз – Сев-НТУ, специальность (техническую). Проучился он там полтора года и… стал бредить о гуманитарной стезе. Сейчас перевелся на другой факультет, на переводчика учится. У нас все друзья надо мной смеются: мол, сапожник без сапог.
Что сказать, хорошо, если вуз (а также родительский кошелек и их же, родимых, нервы) позволяет курсировать с факультета на факультет… Впрочем, в некоторых странах профориентационная работа как раз направлена на то, чтобы обеспечить человеку легкость перехода из одного профкачества в другое. На выходе психологи получают специалиста, готового в любой момент переквалифицироваться в нужном русле.
Сюрприз, так сюрприз!
При выборе учебного заведения бывалые студенты настоятельно рекомендуют интересоваться (и в случае чего – даже проверять) аккредитационными документами вуза. Сегодня для того, чтобы открыть филиал, представительство или учебный центр, не так много нужно. Другое дело, нужен ли диплом такого заведения?
Анна, выпускница ТНУ им. Вернадского:
– Поступала в севастопольский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, хотела быть журналистом. Поначалу все устраивало, смущала только скудная материальная база вуза – физру бегали в скверике, библиотека крошечная, аудиторий с десяток. А на втором курсе пришел ректор с грустными глазами и пояснил, что с лицензией у вуза туго. Предложил учиться журналистике и дальше, но только по документам проходить как социальный работник. Сбежала в Симферополь – на факультет славянской филологии и журналистики ТНУ. В государственном вузе как-то поспокойней. По выходе, правда, от журналистики только корочка скромная осталась, что, мол, прослушала курс по вышеназванной дисциплине. Но больше – никаких сюрпризов.
Мораль сей правдивой басни такова: доверять, но больше проверять. Не раз и не два сходить на разведку, если уж выбрали вуз, которому пара лет от роду. Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые в нелицензированных стенах годы.
Юлия МИХАЙЛОВА "Крымский ТелеграфЪ"
фото К.Михальчевский
материал опубликован в "КТ" № 124 от 25 марта 2011 года