К чему приведет борьба чиновников с физкультурой в школах?
«Здоровых людей нет — есть недообследованные» — шутят врачи и оказываются правы: дети болеют уже с рождения, иногда даже и до него. В школу они приходят уже с немалым количеством хронических заболеваний, и причина даже не в низком уровне оказания медицинской помощи, а в общей физической деградации населения.
Мы гордимся тем, что детишки с трех-четырех лет уже осваивают компьютер, и не замечаем, что сидят они за «машиной» в ущерб простым детским радостям: догонялкам, лазанию по деревьям, игре в футбол на свежем воздухе. А тут еще ходят упорные слухи, что физкультура в учебных заведениях оказалась по угрозой «необязательности» — мол, будет факультативом, который посещать детишки смогут по желанию. Пожелают ли?
«Устаревшие» нормативы
В последние шесть лет, по данным Министерства образования Украины, на уроках физкультуры в школах произошло 15 смертельных случаев, не считая полученных детьми травм. Основная причина «школьной» детской смертности — это сердечно-сосудистая недостаточность, которая, кстати, и основная причина «взрослых» смертей во всем мире.
Чиновники Минобразования решили, что всему виной система завышенных нормативов — мол, они не соответствуют состоянию здоровья современных детей. По статистике, примерно у 95 % детей в возрасте до 16 лет существуют определенные отклонения в здоровье. Но, как считают ученые, негативно на здоровье детей влияет сам процесс обучения в школе. За время школьного обучения количество патологических заболеваний у детей увеличивается в 1,5-2 раза. В современных школах: лицеях, гимназиях, — где загруженность выше, здоровье детей в 1,5 раза хуже, чем в общеобразовательных школах. Ненормальной является ситуация в стране, когда ребенок ценой своего собственного здоровья получает знания: приходит он в школу здоровым, а заканчивает школу — и вместе с аттестатом получает медицинский диагноз. Так неужели во всем виновата физкультура? Или все же ее отсутствие?
Борьба против физкультуры (или против здоровья поколений?) ожесточилась с 2008 года, когда были отменены на школьных уроках физкультуры упражнения на выносливость и скорость. А в 2009 году чиновники отрапортовали, что отныне в школах не будут заставлять детей выполнять «устаревшие» нормативы, разработанные еще в 70-х годах прошлого века, а «создадут условия» для физической подготовки не только на уроках физкультуры, но и до них и после них — в различных секциях и просто подвижных играх.
А уже 22 февраля текущего года
Минобразования заявило, что желает отменить оценочную систему на уроках физкультуры — такое предложение содержится в проекте нового госстандарта для средних школ, направленного на рассмотрение правительства. При этом документ вроде бы даже предполагает увеличение учебных часов, отведенных для занятий физической культурой. Но как это будет — пожалуй, не знает никто. Пока же в школах идут массовые проверки преподавания именно физической культуры.
Анатолий, бывший преподаватель физкультуры симферопольской школы:
«Я не одно десятилетие отработал в школе, а уйти решил недавно, когда начались бесконечные проверки «методики преподавания». Заниматься с детьми было практически некогда: писали бесконечные планы уроков, отчеты и справки — писанины оказалось больше, чем у преподавателя языка и литературы. От проверяющих чиновников и узнал, что мой предмет опасен (!) и не слишком уж нужен в школе, поэтому его посещение, возможно, сделают свободным. Откровенно говоря, и сам опасаюсь давать детям нагрузку, даже легкую — нынешнее поколение не привыкших с детства к подвижным играм подростков не может совладать с канатом, шведской стенкой, многие даже не знают, как играть с мячом. Детишки (за исключением ищущих спортивных достижений в секциях) считают занятия физкультурой пустой тратой времени. О пробежках, не говоря уж о каких-либо кроссах, вообще в школах забыли. Да что там говорить — прыжки со скакалкой считаются упражнениями на выносливость, а раньше в каждом дворе девочки «сдавали» такие нормативы. Не могу смотреть, как дети физически деградируют, а это почему-то не беспокоит их родителей. Недавно услышал, как министр образования заявил, что уже имеется новый государственный стандарт начальной школы, где оценивается просто присутствие ребенка на воздухе, мол, это некий отдых в движении. Но я не могу преподавать «отдых на свежем воздухе».
Сидят девчонки, сидят в сторонке...
Но вот многие врачи считают, что разговоры об отмене системы физического воспитания в учебных заведениях — это смертный приговор для украинской нации. Такой же приговор — отмена нормативов физподготовки. Другой вопрос — какими должны быть нормативы и каким должно быть медицинское обеспечение сдачи этих нормативов.
А у нас далеко не в каждой школе вообще имеется медсестра, не говоря уж о враче. «Допуск» же в общую группу для занятий физкультурой дает педиатр в поликлинике, а ему проще «отказать», чтобы не было проблем. И получается, что частенько на «скамейке запасных» во время урока физкультуры сидят детишки, которым, наоборот, занятия показаны, а не противопоказаны.
Как рассказала мама одной из симферопольских школьниц, ее дочь жутко недовольна такими «уроками»: «В поликлинике врач поставила моей дочери диагноз: легкий сколиоз. Я считаю, что у нынешнего поколения детишек почти у всех имеется сколиоз. Но вот к занятиям физкультурой в «основной группе» дочь не допустили, а никакой другой, специальной группы нет. Вот она и просиживает уроки физвоспитания на скамеечке — заниматься с ней некому, а ей — нечем. Спортивную форму в школу носила пару раз в месяц. А она же ребенок, ей двигаться надо — неужели при ее сколиозе ей практически все упражнения категорически запрещены?»
При этом допустимую нагрузку на уроке для тех учащихся, которые по состоянию здоровья относятся к специальной группе и посещают уроки физической культуры, устанавливает учитель физической культуры, а при нынешних веяниях ему проще вообще не задействовать ребенка, чем отвечать за его здоровье.
Мало того, ныне появились и предложения «теоретизировать» уроки физической культуры. При этом если раньше теория касалась объяснения преподавателя, как правильно выполнить то или иное упражнение, то теперь чиновники предлагают учителям уделять время преподаванию истории спорта, который становится от большинства детей все дальше.
Помнится, во времена существования СССР имелись не только обычные школьные нормативы, существовала и система сдачи норм ГТО («Готов к труду и обороне!») Для большинства школьников носить значок о сдаче этих норм различных ступеней считалось престижным — здоровье и физподготовка раньше были в моде. А к чему будут готовы наши дети, обучаясь «отдыху на свежем воздухе»?
Ядвига БОЛТОВСКАЯ "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"
материал опубликован в "КТ" № 124 от 25 марта 2011 года