Этот вопрос «Крымский Телеграфъ» задал мэру Бахчисарая после посещения города и свалки, из-за которой уже несколько лет конфликтуют местные жители и власть. Тем временем мэр устроил экологический фестиваль и лично вышел на уборку мусора.
Кому война, а кому...
Заявленный экологический субботник состоялся в пятницу. Это нисколько не удивляло, как, собственно, и то, что работа кипела только в трех местах города: у горсовета, райсовета и в живописной балке на окраине. В балке работал сам мэр, около десятка сотрудниц горсовета и всего пара депутатов из сорока шести. Место уборки выбрали не случайно. Балка находится между полигоном ТБО и шестым микрорайоном города. Жители этого микрорайона то и дело становятся зачинщиками «мусорного конфликта»: они грозят перекрыть дороги и даже подать в суд по правам человека на местную власть.
Делявер, житель шестого микрорайона Бахчисарая:
«От домов до свалки около километра. Свалка горит, дымит. Пакеты при сильном ветре летают по дворам, и по улице каждый день проходят мусоровозы и разбивают нам дорогу».
Однако на уборку не вышел ни один местный. Получается, что людям нужна вовсе не чистота, а повод для создания конфликтной ситуации. Кроме того, газете «Крымский ТелеграфЪ» стало известно, что полигон образовался задолго до того, как возник микрорайон. Район вырос из самозахватов 1990 года, никогда не входил в генплан города и был узаконен только спустя несколько лет. Выходит, что люди шли на захват этих земель, прекрасно зная о существовании свалки.
Мустафа Мустафаев, депутат Бахчисарайского горсовета:
«А чего они должны убирать? Они платят деньги коммунальному предприятию. К тому же об уборке мы узнали только вчера».
Константин Рубаненко, мэр Бахчисарая:
«Знаете, было бы желание. Как в сходке или митинге участвовать, так они тысячную толпу собирают за час. А организовать уборку времени не хватило».
История с предысторией
Несколько лет назад стоял вопрос о строительстве в городе мусороперерабатывающего завода на объездной дороге Симферополь —Севастополь. Была выделена земля, разработан и утвержден проект, найден инвестор. Строительство началось, но скоро остановилось: в дело вмешались местные жители. Между тем, как стало известно из конфиденциальных источников, затормозилось строительство не случайно. Рассказывают, будто один из заместителей бывшего градоначальника затребовал от организаторов 300 тысяч долларов, так сказать, отката. Ему якобы отказали, и он решил «заморозить» стройку банальным способом: поднять общественность против строительства, рассказывая, что переработка мусора — вредное дело и приводит к онкозаболеваниям. Вскоре скоропостижно скончался инвестор, а нового так и не нашли.
Юрий Панченко, директор ЧП «Черноморинвестстрой»:
«Отослали всем банкам, инвесторам, но пока никто не откликнулся. Мы успели только оформить документы и построить цокольный этаж административного здания. Сейчас уже никто не против завода. К тому же он запланирован по австрийской технологии, без выбросов и вреда для атмосферы».
Им завод не нужен
Однако строить завод, похоже, кому-то не с руки. Зачем завод, когда мусор и так сортируется? Бахчисарайская свалка — это не классическая свалка с горами мусора, а отдельные мусорные «сопки», притом со своим сортировочным «цехом».
Правда, «цех» — это громкое слово. Число его сотрудников состоит примерно из десяти местных маргиналов: бомжей и пьяниц. Они кропотливо разбирают мусор, сортируя его по огромным мешкам: отдельно пластик, отдельно бутылки, стеклобой, металл и макулатура. Работа хорошо организована и, по всей видимости, поставлена на поток, имеется даже своего рода бригадир из числа таких же товарищей. Корреспондент еженедельника «Крымский ТелеграфЪ» пытался выяснить, кто заказчик работы и сколько он платит за этот труд. Но, что очень удивило, ни один работник не признался, сколько получает, будто боясь открыть какую-то страшную тайну и потерять свое место. Единственное, что удалось узнать, так это то, что приезжают за ТБО из Симферополя. И работают эти люди на свалке уже более десяти лет.
Вопрос, кто крышует свалку, мы задали и мэру города. Однако градоначальник ответил, что сам не знал о существовании «сортировочного конвейера», заверив, что с прошлой фирмой по переработке вторсырья «ООО Полимер-2011» горсовет разорвал договор больше месяца назад из-за его невыполнения. Фирма за сортировку и вывоз вторсырья нанимала экскаватор и наводила на свалке мало-мальский порядок, таким образом рассчитываясь с КП, — пояснил Константин Рубаненко. Но после того, как на свалку запретили завозить ялтинский мусор, бизнес, как объясняют, стал невыгодным, и фирма перестала обслуживать полигон. Однако не прошло и месяца как у мусора нашелся новый хозяин, но кто — неизвестно ни властям, ни директору Бахчисарайского коммунального предприятия Татьяне Подшиваловой. Она вообще отказалась комментировать ситуацию, категорично заявив, что не уполномочена посвящать журналистов в дела КП.
Что касается экологии, то говорить о чистоте природы и воздуха не приходится. Мусор разбирают на «составляющие», оставляя на месте пищевые отходы, полиэтиленовые пакеты и прочую мелочь, которая периодически загорается и дымит сутками. Выходит, что пользы городу от сортировки маловато — ни чистоты, ни доходов в бюджет, а прибыль уходит в неизвестный карман. Вот только неизвестный ли?
Вера НАДЕЖДИНА
Фото В. Надеждина
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 177 от 13 апреля 2012 год
Еще статьи:
Мусорный апокалипсисБахчисарай — мечта принца УэльскогоОтдам свой мусор в хорошие алуштинские рукиВезите мусор на ЮБК — его там ждутДелаем деньги из мусора