Тяжелые времена Рескома по транспорту и связи
Новое авиапредприятие загибается, тендерные перевозки выиграют «свои люди», крымского татарина уволили за то, что он крымский татарин? Ответы на эти вопросы читайте в газете «Крымский ТелеграфЪ».
Недоверчивые пассажиры
Крымская авиакомпания «Крымские зори», не проработав и полгода, уже отменила ряд рейсов — теперь вся надежда только на курортный сезон. С наплывом отдыхающих на полуостров руководство компании хочет возобновить не только аннулированные рейсы в Одессу и Киев, но и ввести новые: в Краснодар, Ростов-на-Дону, Харьков, Львов, Москву и Санкт-Петербург. Привлечет ли такое разнообразие рейсов пассажиров — пока сказать сложно, ведь предыдущий маркетинговый ход компании «Крымские зори» провалился с треском. Речь идет о том, что в самом начале руководство компании делало ставку на относительную дешевизну: к примеру, билет до Одессы стоил 700-800 гривен,до Донецка — 1400-1600 и до Киева — 1600-1800. У других же перевозчиков, также работающих в Крыму, цены на билеты в этом же направлении на порядок выше: Одесса — 700-1000, Донецк — до 2500 и Киев — 2800 гривен. Тем не менее такая разница в цене не особо привлекла пассажиров, и взятые в лизинг самолеты Saab 340 летали полупустыми: 1-2 человека на Одессу, 1-3 на Киев и чуть побольше на Донецк — 7-8 человек. Глава Рескома по транспорту и связи Николай Черевков считает, проблема лишь в том, что новая компания не успела еще наработать себе клиентов. Впрочем, в чем-то он прав. Только почему тогда руководство «Крымских зорей» ничего не делает для своей популяризации? Хозяйственная деятельность предприятия с самого начала дала трещину, при этом Рескомитет по транспорту и связи занял выжидательную позицию, наблюдая со стороны.
Николай Черевков, глава Рескомитета по транспорту и связи:
«Я стараюсь не вмешиваться в их хозяйственную деятельность и всех своих работников настраиваю так, что если не можешь помочь, так не мешай своими бумагами, запросами и так далее».
В то же время в крымском аэропорту Симферополь перевозка пассажиров выросла на 12%. Таким образом, выходит, что спрос на автотранспорт есть, и вряд ли нашелся бы тот, кто не захотел сэкономить несколько сотен на перелете. Все реально сводится к раскручиванию компании, а у крымского предприятия элементарно нет даже своих касс. В общих кассах эту компанию никому не предлагают, практически во всех авиакассах дают в первую очередь билеты на Днипроавиа и Аэросвит. В той же авиакомпании Визейр билеты ровно в два раза дешевле, но их купить можно только по требованию. Кассирши не предложат вам их по собственному желанию.
Примечательно, чтобы иметь возможность летать по всем направлениям, запланированным с приходом курортного сезона, «Крымские зори» планируют взять в лизинг еще три Boeing 737. Но если компания не изменит концепцию подхода к пассажирам, новым машинам грозит простой.
Не менее печальна и судьба предприятия для развития малой авиации «Крым-Авиа», на создание которого уже давно дано «добро» — его так и не основали. Республика не может выделить деньги даже на содержание двух-трех штатных единиц, не говоря о том, чтобы закупить самолеты. Сейчас идет активный поиск инвестора.
Со своей стороны, крымский премьер Анатолий Могилев отметил, что пока о приобретении новых самолетов не стоит говорить, для начала следует «раскрутить» компанию. Ну, а то, что она пока работает в убыток, по его словам, — это нормально, ведь даже если загруженность самолета составляет 50%, то рейс все равно считается убыточным.
Анатолий Могилев, премьер-министр АРК:
«Естественно, любой рейс, который создается, он на протяжении как минимум года является убыточным, потому что нет еще пассажиропотока, который привыкает к полетам с определенной компанией. В настоящее время компания только набирает обороты».
Устали от «игр»
Но не только становление крымских авиапредприятий беспокоит сейчас чиновников из комитета по транспорту и связи, практически «на носу» тендер на проведение конкурса на перевозку пассажиров в междугородных и пригородных автобусах. Будет «разыгрываться» более трехсот маршрутов по Крыму! Однако многим частникам в этот раз придется сойти с дистанции, причем надолго, ведь законодательство в последнее время претерпело изменения, и теперь предпочтение отдается лишь крупным перевозчикам. С одной стороны, это хорошо: у крупных перевозчиков есть свои автобазы, а значит, транспорт будет вовремя проходить техосмотр, а водитель не сможет спьяну сесть за руль. С другой стороны, это может привести к монополизму.
Но главное, что тендер будет проходить честно и максимально открыто, заверяют в Рескомитете по транспорту и связи. Они, оказывается, устали «играть в подковерные игры».
Николай Черевков:
«На экран (будет выведена — Авт.) балльная система. По баллам посмотрели, у кого больше всего — тот победил. Хватит заниматься вот этими подковерными играми».
Кстати, нелегкое состязание в этом году ждет перевозчиков и из-за новых, повышенных требований к автопарку. Об этом мы уже писали в одном из своих материалов. Кроме того, что частнику нужно иметь обязательно автобус, приспособленный для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, так еще и перевозчики-претенденты при участии в конкурсе должны представить гарантийное обязательство об установке в течение 2012 года GPS. Хорошо хоть пока могут отделаться только «обязательством».
«Национальная пьеса»
В самом Рескомитете по транспорту и связи проблем тоже предостаточно — не так давно это ведомство затронули судебные тяжбы. Иск в суд подал главный специалист комитета Нури Бейтулаев, он просит правосудие разобраться с его увольнением с занимаемой должности. Это дело получило резонансный характер, потому что истец заявляет, что его уволили из-за национальной принадлежности и активной общественной деятельности (Бейтулаев является главой инициативной группы «Крылья Родины», которая уже на протяжении нескольких лет добивается присвоения международному аэропорту Симферополь имени дважды Героя Советского Союза Амет-хана Султана).
Вот только глава рескомтранса Николай Черевков заявляет, что причиной увольнения стало то, что Бейтулаев прогулял рабочее время без уважительной причины, и переименование аэропорта, и тем более национальная принадлежность здесь никоим образом не задеты.
Николай Черевков:
«У меня в комитете главный бухгалтер — крымский татарин, пресс-центр — крымская татарка, зав. сектором, который курирует железнодорожные перевозки, — крымская татарка. <...> Я не националист, я поддерживаю Амет-хана Султана двумя руками...»
По словам главы ведомства, у него трудится 32 человека, и шесть из них — крымские татары. А что касается последних заявлений Бейтулаева, в которых он предлагает рескомитету пойти на мировую, то Черевков не согласен, он считает, что теперь расставит все по своим местам только суд.
Антон ПАВЛОВ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 175 от 30 марта 2012 год
Еще статьи:
Билеты на автобусы приравняют к авиабилетамНовая покупка РескомаВ Крыму надеются получить 263 млн грн на борьбу с оползнями на дорогах, – Ч ...Кто в Крыму перевозит туристов? «Скотовозы» и «убийцы»?Полосатая «крыша» cимферопольского вокзала