Скажем сразу, что заняться столь скорбной темой, как смерть и последующее прохождение многочисленных инстанций, предстоящее родственникам и близким усопшего, нас заставило отнюдь не любопытство, а шквал звонков, обрушившийся на редакцию «Южной газеты» в течение прошлой недели.Многочисленные звонившие, причем не только пенсионеры, но и люди среднего возраста, с тревогой спрашивали о неком «налоге на смерть», якобы введенном в Украине в этом году. Признаться честно, ни о чем подобном в редакции даже близко не слышали, поэтому принялись обзванивать различные учреждения, так или иначе связанные с проводами человека в последний путь. Практически сразу же удалось выяснить, что «налог на смерть» - понятие, появившееся в Интернете из-под пера острого на язык журналиста. На самом же деле речь идет о неком приказе №102/685/692 от 25.11.2011 года, подписанном Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел и Министерством здравоохранения Украины, вступившем в силу с 1 января нынешнего года, в котором прописан новый порядок взаимодействия между органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения и органами прокуратуры Украины при установлении факта смерти человека.
Как говорится в самом документе, он разработан для проверки фактов смерти человека с целью предотвращения случаев некачественных проверок обстоятельств смерти и сокрытия умышленных убийств. Согласитесь, цель очень даже верная, ведь не секрет, что есть факты, когда смерть наступала от полученных побоев или иных травм, а маскировалась под естественную. Особенно часто подобным приемом пользовались так называемые «черные маклеры», таким образом, избавляясь от задержавшихся на этом свете настоящих хозяев приглянувшейся квартиры. Хотя это лишь один из возможных примеров.
Так, по этому приказу теперь на место смерти, независимо от места ее наступления, в обязательном порядке обязана выезжать оперативная группа милиции вместе с медиками. Исключение составляют лишь умершие от болезни в учреждениях здравоохранения. После предварительного исследования места смерти тело направляется на обязательное вскрытие в судмедэкспертизу. Исключение могут составить только для тех, кто находился на диспансером учете и наблюдался врачом в течение последнего месяца. Но это лишь в случае отсутствия малейших признаков насильственной смерти.
Основное опасение граждан вызвал тот факт, что в Интернете появилась информация о взимании немалой суммы (1500 грн.) за проведение этого самого, теперь обязательного, вскрытия. Согласитесь, повод для беспокойства более чем веский – заплатить полторы тысячи в дополнение ко всем тем и без того немалым суммам, которые предстоит выложить на погребение усопшего и все сопутствующие процедуры, не слишком радостно… Поэтому журналисты «Южной газеты» попросили прокомментировать сложившуюся в Ялте ситуацию представителей всех служб, которые теперь задействованы при смерти гражданина после вступления в силу вышеназванного приказа.
Главный врач Ялтинской городской больницы Владимир Савельев:
-При Ливадийской больнице существует патолого-анатомическое отделение, где проводят вскрытия для установления окончательного диагноза людей, умерших в больнице. Кроме того, у нас есть и морг, часть которого принадлежит патанатомии, а вторая – в аренде у республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы, филиал которой находится в Ялте. По новому трехстороннему приказу, умершие на дому после милицейского освидетельствования доставляются в судмедэкспертизу. Мы к этому отношения не имеем, в нашу часть морга доставляются лишь умершие в городской больнице или находившиеся под наблюдением врачей, которые в обязательном порядке вскрываются в целях проверки правильности лечения, подтверждения диагноза и т.д., за исключением отказов родственников по религиозным соображениям, которые рассматриваются индивидуально.
Заведующая ялтинским отделением КРУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Татьяна Анатольевна Фоменко:
- Сейчас этот приказ постепенно вступает в силу, ведь подстроиться под новый порядок работы нужно всем задействованным учреждениям и структурам. Во всех случаях смерти вне лечебных учреждений требуется выезд оперативно-следственной группы милиции, если требуется, то и с нашим судмедэкспертом. Естественно, у нас прибавилось работы, но не существенно.
На мой взгляд, подобный приказ имеет благую цель – раньше милиция часто просто не знала об умерших гражданах. Люди чаще всего сообщали о факте смерти на дому в «скорую помощь» или в морг, минуя МВД. К нам же в судмедэкспертизу трупы поступают только по направлению милиции, и сейчас, в связи с вступлением в силу данного приказа, это количество, естественно, увеличилось. Но это не значит, что мы их все вскрываем. Если человек долго болел, состоял на учете у врачей поликлиники, то здесь вскрытия не требуется – врачи сами как выдавали справки о смерти, так и выдают сейчас. Если же причина смерти непонятна, тем более, если есть признаки насильственной смерти или даже подозрение на таковую – вскрытие обязательно. Например, больная лежачая бабушка, но с синяками на лице – естественно, есть подозрения на насилие. Хотя при вскрытии это может отпасть, может, она сама падала. Как судмедэксперт могу сказать – по наружному осмотру никогда невозможно полностью исключить насильственную смерть – это может быть отравление, тупая травма живота, что также не дает внешних признаков. Вскрытия просто необходимы, особенно в рамках Ялты, где остро стоит вопрос наследования жилья и могут быть случаи криминала.
Хочу заверить население – вскрытие в судмедэкспертизе на данный момент как было, так и остается абсолютно бесплатным, все необходимые исследования также. В том числе бесплатным является и выезд на место смерти судмедэксперта. Это наша текущая работа.
Человек платит через кассу лишь за немедицинские, ритуальные услуги (хранение, грим) и за доставку трупа в морг – в Ялте нет городской бесплатной службы вывоза умерших из дома, этим занимаются частные предприниматели, у которых оформлены все соответствующие документы.
Таким образом, этот приказ не предусматривает за собой никаких финансовых последствий для граждан, он всего лишь призван упорядочить работу всех ответственных структур.
Заместитель начальника следственного отдела Ялтинского городского управления милиции, майор Константин Геннадьевич Жуковский:
- Сотрудники милиции выезжали на случаи смерти на дому и раньше, так было еще с 2007 года. При этом умерших граждан обязательно направляли на вскрытие. Так что работы милиции с вступлением в силу данного приказа не прибавилось. Изменения больше всего коснулись медиков, которые должны теперь участвовать в выездах нашей оперативно-следственной группы, за исключением случаев явной насильственной смерти, когда их заменяет судмедэксперт. Однако в Ялте этот механизм со стороны горздравотдела до сих пор не до конца отработан. Хотя в той же Алупке врачи уже выезжают вместе с милицией. Все выезды нашей группы, естественно, бесплатны.
Как видите, комментарии официальных лиц полностью опровергают распространенную в Интернете и некоторых СМИ информацию о материальной нагрузке, которую новый приказ якобы возлагает на плечи граждан. Изменения для населения произошли лишь в том аспекте, что теперь в случае смерти на дому первый обязательный звонок должен совершаться исключительно по телефону 102. Хотя куда бы вы ни позвонили, все равно вас перенаправят на дежурного в милиции. Однако граждане, уже на практике столкнувшиеся с новым порядком, имеют на этот счет несколько иные мнения.
По словам ялтинцев, все равно теперь денег «на смерть» нужно готовить больше. И связано это с тем фактом, что до 1 января 2012 года в городе вывозом тела из квартир занимались две частные фирмы: одна работала с патологоанатомическим отделением и вывозила умерших без следов насильственной смерти, другая – с судмедэкспертизой, куда отправляли по направлению от милиции. Теперь же, когда милиция абсолютное большинство трупов направляет на вскрытие к судмедэкспертам, задействована оказалась именно сотрудничающая с этим отделением фирма, в которой, по словам столкнувшихся с ней людей, расценки существенно, почти в два раза выше, чем в другой, оставшейся не у дел – порядка 460 грн. Кроме того, из-за существенно увеличившегося количества заказов на вывоз тела машина единственной задействованной сегодня фирмы достаточно долго едет на вызов, что также не добавляет положительных эмоций родственникам умершего.
Также родственники тех, кто умер в этом году, уже после вступления в силу нового приказа отмечают, что сотрудники милиции, теперь в обязательном порядке приезжающие на сообщение о смерти, подолгу расспрашивают близких усопшего, протоколируют показания, причем даже в тех случаях, когда умерла, к примеру, старушка с кипой свежих медицинских карт и без признаков насильственной смерти. При этом приезда следственно-оперативной группы также надо порядком подождать – специальной группы для выездов на место смерти на дому в городе не создано, и нагрузка, естественно, легла на плечи тех, кто в данный момент находится на смене и у кого и так хватает работы.
При этом близкие умерших, которые долгое время находились под наблюдением врачей, даже тех, к которым регулярно приезжала «скорая помощь» и которые, исходя из приказа, не требуют вскрытия, отмечают, что врачи крайне неохотно выдают справки о смерти – не хотят связываться с судмедэкспертизой во избежание возможных эксцессов, что существенно затягивает и без того пренеприятнейший для скорбящих родственников процесс.
Вывод из сего скорбного небольшого журналистского расследования напрашивается только один: приказ, вступивший в силу в начале года и так озадачивший наших читателей, действительно, направлен на благое дело – тщательнейший контроль за абсолютно всеми случаями смерти на дому, во избежание сокрытий фактов преступлений. И изначально не подразумевает никаких дополнительных – финансовых или моральных – нагрузок на близких умершего. Однако реалии нашей жизни таковы, что в ситуации, пока не отлажено полное взаимодействие между всеми задействованными службами и ведомствами, пока в этой схеме попадаются звенья, которые могут монополизировать процесс и, как следствие, получать от этого значительную прибыль (возможно, не в Ялте, так в других городах), проводы усопшего в последний путь становятся тяжким испытанием для живых и скорбящих родственников.
Крепкого вам здоровья и долгих лет жизни!Автор: Илья Загореев