Президент Украины как гарант Конституции определил эффективный инструмент устранения бюрократических препятствий на пути успешного проведения реформ, оставляя за исполнительной властью лишь ее прямые функции.С целью внедрения системных изменений и модернизации модели государственного управления, которая сделает власть доступной, прозрачной и эффективной, в конце 2010 года в Украине начата административная реформа. Повышение эффективности государственного управления путем реформирования государственной службы и исполнительной власти является одним из направлений стратегических изменений, определенных президентской Программой экономических реформ «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».
Стартом админреформы послужил Указ Президента Украины от 9 декабря 2010 года об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти.
Поскольку подавляющее большинство экономических и социальных реформ проводятся силами государственных служащих, начата и реформа самой государственной службы.
Указом Президента Украины от 18.07.2011 № 769 создано Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы как единый орган, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере государственной службы.
В 2012 году будет проведен основной этап реформирования государственной службы, базой для которой является новый Закон «О государственной службе», подписанный Главой государства 10 января 2012 года.
Действующее законодательство, которое регламентирует государственную службу, в частности Закон Украины «О государственной службе», не отвечает современному уровню развития украинского общества, европейским принципам функционирования публичной администрации.
Необходимо отметить, что Виктор Янукович трижды вносил законопроект «О государственной службе» в парламент: 20 сентября 2007 года — как Премьер-министр Украины, 28 января 2008 года — как народный депутат Украины и, наконец, 25 марта 2011 года — как Президент Украины.
Целью нового Закона является усовершенствование правового регулирования государственной службы в соответствии с европейскими принципами эффективного управления и в связи с системными реформами, начатыми Президентом Украины.
К основополагающим принципам государственной службы, в отличие от предыдущей редакции Закона, отнесено также верховенство права, политическая непредубежденность и прозрачность деятельности.
Законом определены основы государственной службы, условия вступления на государственную службу, порядок ее прохождения и прекращения, правовой статус государственных служащих, принципы их социальной и правовой защиты.
В положениях Закона предусматривается создание правовых предпосылок для:
- создания политически нейтрального института государственной службы;
- повышения престижности государственной службы;
– урегулирования статуса государственного служащего;
– повышения качества услуг, которые предоставляют государственные служащие;
– введения в действие прозрачного механизма принятия на государственную службу;
– введения в действие эффективного механизма предотвращения коррупции;
– создания условий прозрачной деятельности органов государственной власти;
– повышения уровня социальной и материальной защиты государственных служащих.
Закон содержит ряд принципиальных новелл, среди которых:
– четкое разграничение между административным публичным правом и частным правом;
– введение системной классификации должностей в зависимости от характера и объема должностных обязанностей;
– единые стандарты принятия на службу;
– новые подходы к управлению персоналом и оцениванию служебной деятельности;
– новеллы относительно профессионального обучения государственного служащего, оплаты его труда, премирования и поощрения, а также дисциплинарной и материальной ответственности.
Новый Закон регулирует отношения, которые возникают в связи со вступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением, определяет правовой статус государственного служащего.
Закон четко разграничивает государственную службу с политической деятельностью. Определяется исчерпывающий перечень лиц, на которых не распространяется законодательство о государственной службе (в частности, политические должности; на работников прокуратуры, которым присваиваются классные чины, судей, работников, которые выполняют в органах государственной власти вспомогательные и обслуживающие функции, работников государственных предприятий, учреждений и организаций, а также военнослужащих, лиц рядового и начальственного состава органов внутренних дел и других органов, которым присваиваются специальные звания).
Разграничение областей применения принципов и норм публичного и частного права является одним из ключевых принципов европейского административного пространства, которое реализовано путем регламентирования Законом о государственной службе всех вопросов вступления, прохождения и прекращения государственной службы (в частности, оформление принятия на службу и освобождение, предоставление отпусков, установление социальных гарантий и тому подобное).
В Законе применен новый подход к классификации должностей. К нему принадлежат характер и объем должностных обязанностей, в частности, выполнение руководящих функций, и масштаб юрисдикции органа государственной власти, в котором работает должностное лицо (вся территория Украины, один или несколько районов и тому подобное).
Эффективность государственного управления зависит от того, насколько государственные служащие (как на центральном, так и местном уровнях) понимают цели реформ и имеют соответствующую компетентность. В Законе, в отличие от предыдущей редакции, применен компетентный подход к оцениванию способности государственных служащих исполнять должностные обязанности, определенные в должностной инструкции. На законодательном уровне закреплены новые понятия (термины): профиль профессиональной компетентности должности государственной службы (комплексная характеристика должности государственной службы, которая содержит определение содержания выполняемой по должности работы и перечень специальных знаний, умений и навыков, необходимых государственному служащему для выполнения должностных обязанностей) и уровень профессиональной компетентности лица (характеристика лица, которое определяется ее образовательно-квалификационным уровнем, опытом работы и уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками).
Для отделения политической и управленческой деятельности Законом предусмотрено в государственных органах ввести должность руководителя государственной службы, который будет осуществлять управление государственной службой в органе государственной власти и отвечать перед руководителем соответствующего органа за функционирование государственной службы как в аппарате, так и в целом в системе органа государственной власти. К его функциям будет принадлежать организация проведения конкурса на занимание вакантных должностей, назначения лиц на должности государственной службы и освобождения их с должностей, присвоение рангов, принятие решений о поощрении государственных служащих и тому подобное.
Закон устанавливает единые процедуры принятия на государственную службу независимо от статуса органа и должности, за исключением особенностей назначения на должности государственной службы группы І (то есть это должности руководителя, заместителей руководителя государственного органа, членов государственного коллегиального органа, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, и их аппарата, органа власти АР Крым, председателя, заместителей председателя местной государственной администрации).
Новым законом урегулирован порядок защиты государственных служащих, который заключается в соблюдении четкого алгоритма действий государственного служащего в случае получения незаконного приказа или указания от руководителя, который отдал такой приказ.
Закон устанавливает новый подход к обучению госслужащих, а именно повышение уровня профессиональной компетентности государственного служащего, которое проводится в соответствующих высших учебных заведениях путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации, по профессиональным программам, по программам специальных курсов, тематических семинаров, тренингов, стажировки или в других формах в порядке, который определяет Нацгосслужба Украины.
В соответствии с практикой ведущих экономически развитых демократических стран основную часть (80 – 90 %) заработной платы государственных служащих будет составлять должностной оклад. При этом основные принципы системы оплаты труда и минимальный гарантированный уровень наименьшего должностного оклада в таких странах устанавливается законом как социальная гарантия.
Особенностью дисциплинарной ответственности государственного служащего является тот факт, что в новом Законе установлены такие категории, как определения служебной дисциплины, служебных обязанностей, и виды дисциплинарных взысканий, которые являются дифференцированными с учетом степени вины (статья 53). Особенностью является и то, что дифференцируется и степень вины.
2012 год – год комплексной реформы государственной службы.
Основной задачей Нацгосслужбы на 2012 год является проведение комплекса мер для полномасштабного введения Закона в действие с 1 января 2013 года.
Нацгосслужба как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом будет координировать работу разных органов власти по нормативному и организационному обеспечению внедрения нового закона. Большинство мер должным образом отображены в нынешнем Национальном плане действий.
В первом полугодии 2012 года планируется разработать 22 нормативных документа, которые будут регулировать процедурные моменты применения закона. Непосредственно Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы разработает 11 проектов приказов и 4 проекта постановлений Кабинета Министров Украины. За разработку еще семи постановлений отвечают Минфин, Минсоцполитики, Минрегион.
Реформа государственной службы приблизит систему государственного управления к европейским стандартам, модернизирует и профессионализирует ее, подготовит к осуществлению масштабных реформ, предусмотренных в Программе экономических реформ «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».Автор: Управление государственной службы Главгосслужбы Украины в АРК и г.Севастополе