Во что обойдутся автолюбителю желание и возможность сесть за руль своего автомобиля
«Ну, кто тебя ездить учил?» — такую фразу часто можно слышать из уст прожженных симферопольских таксистов, знающих и город, и правила дорожного движения, и «условия» общения с сотрудниками ГАИ как свои пять пальцев. Действительно, водительского удостоверения нынче нет, пожалуй, только у ленивого — ну, не любит народ тесниться в общественном транспорте, предпочитая место если и не за рулем, так в салоне личного авто. А вот как и сколько стоит обладание «корочками», нам рассказал один из свежеиспеченных счастливых автолюбителей.
Ни дня без справки
Конечно же, все начинается с автошколы, и здесь расходы можно варьировать — цены на обучение в автошколах разные: от полутора тысяч гривен до трех. Как, впрочем, и само обучение. Но сколько бы оно ни длилось, от двух недель (?) до трех месяцев, по окончании курсов учащийся сдает внутренний экзамен, и это его первый (и почти бесплатный) шаг к получению прав.
Дальше идем проходить обязательную медкомиссию — справка выдается один раз и считается почти «вечной». Но вот получить этот документ можно разными путями, попроще и посложнее, как и подороже и подешевле. Проще, и всего за 400 гривен вас осмотрят в медучреждении возле МРЭО, на улице Киевской. В двух кабинетах сидят по три врача-специалиста типа «ушник», «глазник» и так далее. Медосмотр заключается в правильном ответе на вопрос: «Жалобы есть?» Если нет, уже к концу осмотра ваша справка о том, что «годен», ждет вас в регистратуре в самом «заламинированном» виде. Говорят, при предъявлении этого документа в ГАИ вопросов не возникает.
Хуже тем клиентам, кто не поленится пройти так называемую «шоферскую комиссию» в центре Симферополя. Вот там придется пройти и психиатра, и нарколога, да еще и результаты анализов могут потребовать.
Кстати, будущему асу-автолюбителю придется еще и приобрести справку из того же МРЭО о том, что он не был в далекой юности лишен этих самых водительских прав. Официальная стоимость такого удовольствия — 600 гривен. А неофициальная, говорят, ровно на половину меньше. По идее сотрудникам ГАИ ничего не стоит за пять секунд проверить базу данных на предмет фамилии «лишенца» и не заставлять его ждать справку пару недель. Но ключевые слова здесь как раз «ничего не стоит» — так на чем же зарабатывать инспектору, который в кабинете сидит и жезла в руки не брал? Правильно, продавать гражданину информацию о нем самом, и, заметьте, недешево — в общем, берут с вас деньги за хранение информации о вас и за стоимость бланка. Не дороговато ли?
Сами с усами?
Дальше несем 400 гривен в кассу ГАИ за прохождение экзаменов. В эту сумму входит аренда класса, где будут проходить испытания, полчаса работы инспектора, проверяющего вождение, и так далее. Но рассчитывать в этом деле на «торжество справедливости» не стоит, и об этом вам скажут в любой автошколе. Оказывается, для того, чтобы успешно сдать экзамены, успех этот нужно оплатить — сдать по 1000 гривен «с носа», которые отнесут куда надо, то есть в ГАИ. На вопросы «экономных» учащихся преподаватель ответит: вы можете попытаться сдать испытания сами, можете зайти в здание автоинспекции и найти «жучка», который предложит вам помощь в сдаче за гораздо меньшую сумму. После чего «помощник» пропадет с вашими деньгами — там много таких крутится. А вот сдав тысячу гривен, вы приобретаете гарантию, что все пройдет успешно.
В качестве обеспечения гарантии гражданину, заплатившему «по таксе» при сдаче теории, указывают нужный компьютер, настроенный на то, чтобы не допустить более двух ошибок. А это значит, что экзамен заведомо пройден.
Если вы в списках «должников», ваша судьба в ваших руках (и голове). Настолько ли они надежны, как вам хотелось бы?
Например, при сдаче вождения у «проплаченного» клиента, как шутят автолюбители, проблемы могут возникнуть, если разве что собьет пешехода на переходе или врежется в автомобиль начальника ГАИ. Но все не так просто у «неплательщиков»: их могут «зарубить» в любой момент — например, станут уверять, что не пропустил пешехода. И сколько ты ни доказывай, что никакого пешехода не было — никто не поверит, ибо ни один из автомобилей видеорегистратором не оборудован.
Среди самых популярных отговорок инспекторов-экзаменаторов, задумавших «зарубить» будущего автолюбителя, такие: «нервно вел машину», «волновался во время сдачи экзамена», «неуверенно снялся со стояночного тормоза». А в случае трех неудачных попыток пройти экзамен по вождению авто клиент направляется опять-таки в автошколу на повторный курс практического вождения. И его «экономия» теперь обойдется ему в 1000 гривен на бензин и по 30 за урок — на оплату «дополнительного времени» инструктора, всего на 20 занятий.
Я же прав — дайте прав!
В этом году у «свежих» счастливчиков — автолюбителей возникла еще одна проблема: вроде как пообещали, что вожделенное удостоверение на право «управлять» будет дожидаться своего владельца вечером того же дня. Не получилось — в Госавтоинспекции задержку объяснили отсутствием бланков удостоверений. Мол, будут в конце января, но и тогда они не появились. На скромный вопрос потенциального обладателя удостоверения: «А когда можно получить мои права?» чиновник в погонах даже рассердился: «Какие у тебя здесь могут быть права?!» И то правда — теперь начинаются только обязанности.
В общем, январские выпускники ждали документов от «вечера того же дня» почти до конца февраля. Когда писался материал, мы позвонили в ГАИ и с удивлением узнали, что бланки уже есть. Можно и за руль.
Ядвига БОЛТОВСКАЯ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 170 от 24 февраля 2012 год
Еще статьи:
Правительство прикрыло «шоферскую кормушку»Техосмотр-2010: без взяток не сладокЗаконное беззакониеОтмена техосмотраСтрелять, так стрелять