Типовые дома, построенные во времена СССР, оказывается, непригодны для жизни. А открыть медучреждение в Бахчисарае — проще пареной репы, главное, остаться незамеченными. В тонкостях домостроительства и бахчисарайского бизнеса разбирался еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Ирония судьбы
В каком городе нет ул. Строителей и ул. Советской? «Одинаковые лестничные клетки окрашены в типовой приятный цвет, типовые квартиры обставлены стандартной мебелью». Этими саркастичными словами начиналась картина «Ирония судьбы, или С легким паром!». СССР уже давно нет, но типовые дома по-прежнему «живут»: их фасад давно принял безобразный вид, а территория так и осталась малоприглядной. Исключением не стала и единственная в Бахчисарае девятиэтажка, по иронии судьбы, выстроенная именно на ул. Советской в пик развала Союза. Но, в отличие от своих «собратьев», дом успел прославиться еще и тем, что квартиры признаны непригодными для жизни, и не из-за аварийности, а из-за того, что — маленькие.
К такому выводу пришло Региональное предприятие «Крымская комплексная архитектурно-реставрационная мастерская «Укрпроектреставрация», проведя нормативную экспертизу квартиры № 64 этой многоэтажки. Наверное, никому и никогда бы не пришло в голову делать экспертизу, если бы не желание одной из жительниц Бахчисарайского района Олеси Сотник открыть в этом доме частный косметологический кабинет. Добиться официального разрешения непросто, но и случаев, когда первые этажи превращают в коммерческие объекты, — множество. Для этого необходимо как минимум получить разрешение жильцов, подать в органы местного самоуправления заявление об изменении целевого назначения квартиры, получить разрешение СЭС, пожарных и главное — лицензию.
Умный в гору не пойдет
Дабы упростить тягостную процедуру, героиня нашей статьи продумала свой план, как сделать из квартиры частный кабинет: для начала заказать независимую экспертизу на, так сказать, пригодность или непригодность своей квартиры для проживания.
Сколько могло стоить такое решение и насколько трудно его получить, говорить не будем, лишь приведем выводы специалистов КАРМ «Укрпроектреставрации», которые, надо сказать, немало удивили и корреспондента газеты «Крымский ТелеграфЪ», и жильцов. В техническом заключении сказано: фактическая высота помещения от пола до потолка — 2,45 м, площадь кухни — 7, 88 кв. м, туалета — 1 кв. м, ванной — 2, 6 кв. м, а значит помещения не соответствуют требованиям «Державних будівельних норм». Более того, район, где стоит дом, относится по сейсмической карте к восьмбалльной зоне. По всей видимости, опираясь только на эти факты, эксперты решили, что «обследуемые помещения возможно использовать только как нежилые». Но из этого следует, что раз типовая квартира стандартной планировки первого этажа непригодна для жизни, значит и все остальные квартиры этого дома также непригодны: они имеют такую же площадь и такую же высоту потолков, как и на первом этаже. А если по этому принципу провести экспертизу всех советских многоэтажек: «хрущевок», «брежневок», то ни один дом не будет соответствовать нормам строительства. Выходит, что полстраны или даже половина СНГ живет в «непригодных для жизни условиях», притом живет поколениями, женится и разводится как раз в таких типовых домах.
Людмила Пестерева:
«Мы получили квартиры в 1991 г. В стояке у всех одинаковые планировка и размеры. Абсурд. Значит, что 231 квартира пригодна для жилья, а на первом этаже одна-единственная — не пригодна. Смешно получается».
Хотите рушить — рушьте!
Добро на реконструкцию квартиры дала и местная СЭС, разрешив переделать ее в косметологический кабинет. Только не совсем понятно, с каких пор СЭС позволяет реконструкции? Насколько известно, подобные решения следует брать в ГАСКе, а органы местного самоуправления дают согласие на изменение целевого назначения квартиры: из жилого помещения — в нежилое. Тем не менее, в горсовет Сотник обратилась совсем недавно, и то после заявлений жильцов в прокуратуру, в ГАСК, в ЖЭК. Более того, жители утверждают, что строится вовсе не косметологический кабинет, а кожно-венерологический.
Мария Спиридонова, жительница дома по ул. Советской 12, член исполкома Бахчисарайского горсовета:
«У нас сведения, что здесь будет именно кожно-венерологический кабинет. Об этом не раз говорила и сама хозяйка, и ее помощница Татьяна Карташова. Это сейчас, когда мы подняли переполох, они отказываются от своих слов. На наши возмущения они цинично отвечали: деньги решают все».
Тем временем ГАСК успел провести проверку, составить акт о нарушениях и выписать Сотник штраф. Но, похоже, доктор Сотник решила, что штраф «закроет» все проблемы, и спокойно продолжила строительство. На сегодня в квартире уже снесены внутренние перегородки, сдвинуты проемы, сделан выход на тыльную сторону дома, тем самым, похоже, нарушена целостность несущей стены.
Олеся Сотник, хозяйка «непригодной» квартиры:
«Ни о каком кожно-венерологическом кабинете не может идти речь. Я врач — косметолог-дерматолог и планирую открыть косметологический кабинет. Это будет медицинское учреждение на два — три рабочих места: косметолог будет делать маски, смывки, и я имею право заниматься инъекционными методиками: ботокс, гиалуроновая кислота. В Бахчисарае женщины лишены такой возможности — здесь нет ни одного косметологического кабинета. Моя ошибка была не согласовать это с местными жителями, я ее признаю».
За кем вердикт?
Тем временем, несмотря на отсутствие разрешительной документации, депутаты Бахчисарайского горсовета уже выделили Сотник шесть квадратных метров земли придомовой территории для пристройки крыльца к квартире, даже не потребовав разъяснений, для чего нужна земля. В частности, в решении нет ни слова о том, что крыльцо будет выходом того самого косметологического кабинета. Выходит, что депутаты и не знают, что в их городе планируется открытие нового медицинского учреждения. Более того, право пользования землей установлено на 11 месяцев с условием внесения арендной платы за этот участок. Любопытно, что будет с крыльцом по истечении этого срока: крыльцо заставят снести, а «метры» — вернуть? Нет, скорее дадут возможность хозяйке выкупить землю в частную собственность.
Решающее слово, как ни крути, остается за органами местного самоуправления. Ведь в Украине существует своя процедура изменения целевого назначения помещений. Согласно ст. 8 Жилищного кодекса, перевод пригодных для проживания жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фондов в нежилые, как правило, не допускается. Однако, в исключительных случаях, перевод может проводиться по решению исполкома местного совета. Возможно, как раз Сотник и станет исключением из правил, но тогда, похоже, жильцы восстанут уже не против нее, а против местных чиновников.
Вера НАДЕЖДИНА
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 169 от 17 февраля 2012 год
Еще статьи:
Имущественный треугольникКак получить справку в БТИ, если перепланирована квартира?Семьи военных останутся без жилья?Дорогостоящие «метры»Как построить дом в общем дворе без согласия жильцов?