Все мы исправно платим налоги, на которые содержится бесплатная медицина. То ли плохо платим, то ли плохо содержат — так или иначе, зачастую в больницах собирают еще и добровольно-принудительные взносы «на благотворительность». На чье благо жертвуют пациенты свои кровные сбережения, и в каком состоянии сегодня крымская «бесплатная» медицина, «Крымский ТелеграфЪ» намерен выяснять в цикле публикаций под общим названием «Моя больница».
Медицинская помощь бывает разная — не только хорошая или плохая, но еще и экстренная. Насколько неотложно работает симферопольская больница скорой помощи, проверял еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Операция под звон капели
Ежедневно с переломами, инфарктами, апендицитами и разнообразными травмами в шестую городскую больницу неотложной помощи поступает от сорока до пятидесяти пациентов. Из них почти половина ложится на стол хирургов. И мало кто знает, что еще год назад один из операционных блоков был на грани закрытия — крыша в этом месте окончательно протекла, и по стенам пополз грибок.
Александр Фиркович, врач, работающий со дня открытия шестой горбольницы:
«Проблемы с крышей начались чуть ли не с первого года работы. Покрытие летом трескалось от жары, зимой вода попадала в эти трещины, и кровля разрушалась. А чтобы просить денег на капитальный ремонт — надо было заказать проект, на который средств никогда не выделялось».
По словам «старожила» этого медицинского учреждения, сорок тысяч гривен на проект нашлись только в прошлом году после назначения главным врачом бывшего замминистра здравоохранения Олега Стеблия, который первый рабочий день провел не в кабинете, а на крыше больницы.
После того, как проект реконструкции кровли запустили по инстанциям, управление капитального строительства предусмотрело около трех миллионов на эти цели — так что в новом году больничная администрация обещает заведению новую, а главное, прочную крышу.
Холодом не лечат
Сегодня в коридорах больницы, несмотря на похолодание, ощутимо тепло. Раньше, по отзывам пациентов, температура в палате мало отличалась от «забортной» — сквозило из окон, слабо грели батареи.
Изменилась ситуация после того, как за деньги, полученные государством по Киотскому протоколу, в больнице утеплили фасад и заменили все окна на пластиковые. А логическую точку в этом вопросе поставило руководство лечебного заведения, решив проблему теплоизоляции трассы, ведь раньше терялось огромное количество горячей воды.
Светлана Шурай, инженер-строитель шестой городской больницы:
«Износ покрытия теплотрассы составлял сто процентов. Сколько тепловой энергии мы теряли, даже посчитать невозможно. А недавно в больнице за свои деньги все трубы оплели алюминиевой фольгой — это существенно улучшило ситуацию».
Не холодно, но голодно
Обжорство негативно влияет на состояние здоровья. Видимо, по этой причине норма питания на одного больного в Симферополе составляет всего полторы гривны в сутки. По пятьдесят копеек на завтрак, обед и ужин.
Дарья Петровна, пациент шестой горбольницы:
«Дают какие-то кашки или супчики. Для пожилых людей — в самый раз, они в основном и едят. Я ни разу не пробовала — мне муж из дома приносит».
В больничной столовой нам рассказали, что «кашки и супчики» были бы куда скуднее, если бы в этом году наконец-то не решили проблему овощехранилища, куда долгие годы сваливали весь ненужный хлам и мусор.
Расчистили помещение. Главврач нашел спонсоров, которые загрузили хранилище необходимым количеством разнообразных овощей. Благодаря этому порция больничных блюд хоть и осталась вегетарианской, но выросла по себестоимости вдвое.
Без таблеток не останутся
Кстати, бесплатных медикаментов на одного больного тоже выделяется не ахти — чуть более гривны в сутки, не больше. Стабильным исключением являются льготные категории граждан, а остальным приходится на свое здоровье немного «добавлять».
По счастью, это не похоже на те случаи, о которых любят рассказывать врачи, прошедшие практику в США, где доктор участливо интересуется у больного с раскроенным черепом, куда выписывать счет за оказание помощи.
Олег Лагкути, заведующий инфарктным отделением:
«По экстренной помощи у нас все медикаменты есть. Так не бывает, чтобы больной поступил, а укладки необходимых препаратов нет. Всегда полный комплект. Потом израсходованное родственники компенсируют, а если родственников нет — тогда за средства самой больницы восстанавливаем».
Помощь скорая, анализы — нет
«Неотложная» специфика больницы заметна не только по комплектации медикаментов — реанимация на первом этаже, мобильные дефибрилляторы, кислородные аппараты — все это исправно работает в ситуациях, когда счет идет на минуты.
А вот лаборатория в этот ритм явно не вписывается — основная часть оборудования имеет срок непрерывной эксплуатации «на износ» свыше тридцати лет. Скорость и точность таких анализов тоже остается на уровне стандартов тридцатилетней давности.
Жанна Сенникова, заведующая лабораторией шестой горбольницы:
«Только недавно руководство больницы нашло спонсоров, и нам закупили анализатор. Теперь часть основных анализов мы можем делать в течение десяти минут, а не за полтора часа, как это делается на старом оборудовании. А если поставят новый и на „биохимию“, то лаборатория в считанные минуты сможет делать до 65 видов анализов».
Таких всего три
В среднем же ситуацию по оснащенности оборудованием главный врач городской больницы «Скорой помощи» Олег Стеблий оценивает как удовлетворительную. То есть вся необходимая аппаратура в больнице есть, но никакая дополнительная лишней не будет.
Олег Стеблий, главный врач шестой горбольницы:
«К нам по гуманитарной помощи пришла эндоскопическая стойка, чтобы делать некоторые операции без разрезов и швов. Но стойка была „голая“: без необходимых комплектующих. По копейкам насобирали средства и теперь можем делать такие операции — в городе таких больниц всего три».
С учетом того, что в городском бюджете, как правило, на городские больницы закладываются только зарплата, коммунальные расходы и минимальное содержание больных, такой хозяйственный подход главврача оказался далеко не лишним.
А вкупе с косметическим ремонтом всех девяти отделений, отладкой холодильных установок, реконструкцией кровли и целого ряда других менее заметных свершений — вопросов о том, куда уходят благотворительные взносы пациентов, фактически не остается.
Юрий АНДОЧКИН
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 166 от 27 января 2012 года
Еще статьи:
«Наезд» на главврачаЛечиться будем обещаниямиМолодые крымские «регионалы» сдали кровь для пациентов республиканской детс ...Имитация медициныМилиция искала, искала…или Почему из Ливадийской больницы уходят пациенты?