О необходимости реформирования высшей школы в последнее время говорится много. Давно понятно, что одна из наиболее крупных систем, богатая достижениями и традициями, стремительно утрачивает позиции и приближается к черте необратимой деградации. Однако не так-то просто выработать стратегические решения, способные коренным образом повлиять на эту сферу. До сих пор не найден ответ на простой вопрос: какое высшее образование мы пытаемся сформировать — массовое или элитное? Сегодня более 85% молодых людей имеют дипломы. Есть основание говорить о массовом высшем образовании. Однако, как показывает жизнь, диплом диплому рознь. Не все вузы дают качественные знания. Стало быть, система устарела и ее надо менять. Но как?В СМИ время от времени проскальзывают будоражащие сообщения о закрытии, слиянии, оптимизации институтов, университетов. Но разве государственные и республиканские высшие учебные заведения способны удовлетворить существующие запросы? Если даже заменить не дотягивающие до нужной планки вузы техникумами, а в университетах упростить квалификационную ступенчатость (бакалаврат — для подготовки инженеров, учителей, менеджеров, магистратура — для тех, кто намерен заниматься наукой), то от одной смены вывесок проблемы не решатся. В этом случае предстоит задуматься и о многом другом.
В последние несколько лет вузовская общественность возлагает немалые надежды на возможные перемены, связанные с принятием нового закона Украины «О высшем образовании». Появился шанс изменить сам подход к подготовке специалистов. Процесс обсуждения законопроекта уже идет. Как говорится, думай, размышляй, правь! Одни отмечают его явные плюсы, другие настаивают на ряде поправок и дополнений.
В течение полутора часов длились дебаты на заседании Постоянной комиссии ВС АРК по науке, образованию, делам молодежи и спорта под председательством Валерия Косарева. В обсуждении законопроекта участвовали: заместитель Председателя ВС АРК Григорий Иоффе, председатель Крымского республиканского комитета профсоюза работников образования и науки Украины Екатерина Волкова, представители ведущих крымских вузов. Говорили о наболевшем, о том, что хотелось бы изменить, улучшить, усовершенствовать.
Проректор по учебной работе Крымского государственного агротехнологического университета, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Николай Осенний отметил, что аграрным университетам и колледжам давно пора иметь статус производителя сельскохозяйственной продукции, так как при нынешнем раскладе они лишены возможности использовать на развитие материальной базы налог на добавленную стоимость. А еще не мешало бы иметь по одному образцу новой отечественной сельскохозяйственной техники для обучения студентов.
Первый проректор Государственного учреждения «Крымский государственный медицинский университета им. С. Георгиевского» Ольга Притуло одним из важнейших направлений развития Крыма назвала медицинский туризм. По ее мнению, наш полуостров лучше любого другого региона подходит для проведения замкнутых циклов оздоровления людей с различными заболеваниями. Ольга Притуло подвела к мысли: нужны соответствующая программа, научно-медицинское обеспечение, план переоснащения и, возможно, перепрофилирования санаторно-курортных учреждений.
Проректор Таврического национального университета им. В. Вернадского Николай Съедин говорил о проблемах занятости, трудоустройства молодых специалистов, создании условий для прохождения практики. Он также затронул вопрос о развитии дистанционного обучения. «На данный момент выкристаллизовываются новые подходы, общее понимание: куда идти, — отметил он. — Похоже, в этом и заключается смысл обсуждения законопроекта».
Заведующий кафедрой информатики и информационных технологий Республиканского высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный университет», внештатный консультант-эксперт комиссии Игорь Гришин в продолжение темы предположил, что уже к концу 2012 года может в полную силу заработать крымский региональный центр дистанционного образования. Он назвал новый закон «инструментом для реализации продвигаемых идей» и подчеркнул, «если правильно его использовать, автономия может стать ведущим регионом в плане высшего образования. Надо только преодолеть все подводные камни, адаптироваться под новые нормы и стандарты».
- Что касается подводных камней, их, судя по всему, может оказаться немало, — вернул участников заседания к реальному положению дел Валерий Косарев.— Это надо учитывать и вместе с тем помнить: главное — качество образования. А высокого результата можно достичь только там, где учебный процесс ведется в строгом соответствии с государственными стандартами и лицензионными требованиями, где существуют материально-техническая база, профессорско-преподавательский состав. Большинство филиалов и структурных подразделений установленным нормам не соответствует. Стало быть, и дипломы выдаются «липовые». Если сокращать (что неминуемо), возникнут новые проблемы. На улице окажутся сотни студентов. Безусловно, не думать об этом нельзя. Количество лицензионных мест в государственных и республиканских вузах должно быть увеличено. Понадобятся дополнительные бюджетные средства для укрепления материально-технической базы, расширения площадей, привлечения новых кадров.
Высшую школу необходимо приблизить к лучшим европейским и международным вузам, сохраняя при этом национальные традиции, убежден Валерий Косарев. Следует готовить специалистов, востребованных обществом и адаптированных к жизни. А для этого важно четко знать, каких и сколько. Стало быть, нужны соответствующие исследования, анализ ситуации на рынке труда, непрерывная связь с работодателями. Образование только ради «корочки» — беда, ведущая к катастрофе. Бакалавры (после пересмотра учебной программы срок их обучения уменьшится) пойдут работать в учреждения, на производство. Надобность в квалификации «специалист» отпадет вовсе. Сэкономленные бюджетные средства будут направлены на поддержку талантливой молодежи. Дабы не утекали лучшие умы за рубеж.
Проблемы, опасения, надежды… Принятие отредактированного законопроекта не за горами. Посему уже сегодня важно знать, что мы хотим получить в итоге, сможем ли отстоять свое стратегическое видение, опираясь на полномочия автономии, Конституцию Крыма. Все поправки и предложения внесены. Они будут рассмотрены в Центре законодательных инициатив при Председателе ВС АРК, а затем переданы во временную специальную комиссию ВР Украины по вопросам Крыма (председатель — народный депутат Борис Дейч). Кто-то скептически оценивает возможность существенно изменить положение дел в вузах. Как бы то ни было, хочется верить, что шанс все-таки есть. Впереди — разработка Концепции и Программы развития высшего образования в автономии.Автор: Елена ЗОРИНА