Корреспонденты «КТ» пообщались с первым заместителем председателя Государственной пограничной службы Украины, директором Департамента охраны государственной границы Павлом Шишолиным.
Паспорта в трусах носить не надо
— Павел Анатольевич, каждый год перед летом наши туристы интересуются, правда ли, что пограничники на пляжах проверяют документы? Мол, крымские пляжи — это контролируемый пограничный район и тут надо соблюдать режим. Но мы же так всех курортников распугаем.
— Когда вас в последний раз на пляже просили предъявить паспорт?
— Доводилось. На диком пляже, например.
— Ну, во всяком деле бывают перегибы. Правила, о которых вы говорите, присущи для пограничной полосы, которая определяется в пределах сельского совета. В контролируемом пограничном районе режим не такой суровый, это раньше в 22 часа по пляжу наряд шел, проверяли документы, резиновую лодку могли пробить. Мы теперь убрали все жандармские запреты и оставили себе только функцию контроля.
— То есть на пляж паспорт носить не надо?
— Не носите. Я вам даже больше скажу — лодки теперь у нас тоже регистрировать не надо и разрешение на выход в море просить не надо, если планируете отойти от берега не дальше чем на две мили.
— Может, еще и границу пересекать станет проще?
— Станет. Пока на оформление одного гражданина отводится две минуты, но к «Евро-2012» эта процедура будет занимать не более двадцати секунд. Технологии, которые мы применяем в автомобильных и авиационных пунк-тах пропуска, уже позволяют нам серьезно сокращать время на проверку документов. Будем работать совместно с таможней. Если раньше гражданин останавливался возле нас, потом возле них, сегодня он будет делать одну остановку. И из транспортного средства теперь выходить не надо. При оформлении поезда «Киев — Москва», чтобы не будить людей среди ночи на российско-украинской границе, будем проверять документы в 20.00 на станции «Киев».
— Еще один актуальный для Крыма вопрос — нелегальные мигранты. Понятное дело, кому и чем они мешают, и почему с таким явлением как гастарбайтеры борются, но не кажется ли вам, что борются как-то формально. Если посчитать непропущенных потенциальных нелегальных мигрантов, их окажется намного меньше, чем иностранцев, нарушивших сроки пребывания в Украине. То есть гастарбайтеры просачиваются. Ведется ли какая-то оперативная работа, ищут ли их пограничники на стройках, на рынках?
— Так называемый восточный канал миграции сегодня уходит в небытие, основная проблема — Балканы. В прошлом году мы не пропустили в Украину почти двадцать тысяч потенциальных нелегальных мигрантов, каждый четвертый из них — молдаванин, каждый пятый — грузин, шестой — гражданин России, выходец из чеченского региона. А потом уже ваши узбеки и таджики. В прошлом году в Украину въехало на трудоустройство по трудовой визе всего 14 тысяч иностранных граждан, но вы же понимаете, что их намного больше. Трудовая миграция всегда была, есть и будет и граница для нее — не препятствие.
— И все-таки подразделения Гос-погранслужбы разыскивают нелегалов на стройках, на рынках?
— Да, разыскивают. И участковые инспекторы пограничной службы всегда знают, что на их территории.
Не обижайте меня!
— Новое вооружение планируете покупать, раз у вас все так хорошо?
— У нас на вооружении двенадцать кораблей и 64 катера, 80% плавсостава уже выслужили свое. К 2015 году спустим на воду шесть кораблей типа «Коралл», к концу года начнут строить первый. Водоизмещение у него до трехсот тонн, скорость — тридцать узлов, экипаж — до двадцати человек, полная автоматизация управления. Он будет охранять экономзону и территориальное море. Строят его в Николаеве по технологиям голландских верфей. На замену катерам, которые охраняют территориальное море, планируем построить восемь катеров типа «Орлан» водоизмещением до пятидесяти тонн, скоростью до сорока узлов. С учетом инфляции на все про все понадобится около миллиарда гривен.
— Ого!
— Дешевой границы не бывает! Бесплатного солдата срочной службы на два года уже нет, а современные уровни безопасности требуют серьезных капиталовложений. Еще планируем построить многофункциональный корабль водоизмещением до тысячи тонн, который будет не только охранять границу, но и спасать людей, и заниматься разведкой — у него будет вертолет на борту.
— Павел Анатольевич, зачем такой большой корабль, ваши же «Молнии», у которых водоизмещение вполовину меньше, в море ходят, чтобы топливо лишний раз не жечь.
— Не обижайте меня! Последний раз корабль проекта «Молния» выходил недавно, когда выдворили шхуну. Это хороший корабль, но он не пограничный, он все-таки военный, с торпедной установкой, с глубинными бомбами, крупнокалиберной артиллерией, акустическим комплексом. Нам нужен корабль правоохранительный. И еще момент — «Молния» имеет водоизмещение пятьсот тонн, а «Кораллы» — триста и экипаж будет меньше. Мы бережем деньги налогоплательщиков.
— То есть «Кораллы» придут на смену знаменитым «Молниям», кораблям «Куропятников» и «Гнатенко», топившим браконьерские шхуны?
— Да, их заменят. Это хорошие корабли, но им пора на пенсию. Есть такое понятие: усталость металла, их лишний раз отправлять за сто миль от берега уже просто страшно.
— Ходили слухи, что ваше ведомство передадут под МВД или в какую-то другую структуру.
— Вы правильно сказали: ходили слухи.
— Подчиняетесь напрямую президенту?
— Подчинялись и будем подчиняться президенту Украины. Действительно, нас очень хотели все получить в свою принадлежность, потому что структура живая, стабильная, управляемая, способная выполнять свои задачи. Мин-
обороны еще лет десять будет решать вопросы перехода на контрактную армию, а мы перешли за три года. Хотя тоже планировали за пять, но наш председатель человек решительный, он кота за хвост тянуть не будет. У нас теперь даже водителей нет, раньше возили срочники, теперь мы, заместители председателя Госпогранслужбы, генерала армии, водим свои служебные автомобили самостоятельно. Было бы желание.
Кирилл ЖЕЛЕЗНОВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"
материал опубликован в "КТ" № 122 от 11 марта 2011 года