Сегодня большинство родителей мечтает, чтобы их ребенок поступил в вуз и получил заветную «корочку» о высшем образовании. Даже если дитя абсолютно ничего не понимает в выбранной профессии или, как говорится, «не лежит душа», все равно диплом считается обязательным атрибутом успешности.Потом, если у родителей есть связи, такого «специалиста» устроят на работу. Но нередко новоиспеченные экономисты, менеджеры и финансисты торгуют на рынках, работают в такси или барменами. Возникает логический вопрос - зачем человек отдал пять лет жизни институту или университету? А сколько денег затрачено! Не проще ли было сразу поступить в училище или техникум и выучиться на повара, слесаря или товароведа? С точки зрения целесообразности - да. Тем более что в стране не хватает квалифицированных рабочих. Таким образом, уменьшилась бы безработица среди молодежи. Но проблема в том, что сегодня в Украине труд рабочих не оценен по достоинству. К примеру, в развитых странах повара, водители, слесари получают зарплату от полутора тысяч долларов или евро, у нас же - две, в лучшем случае три сотни условных единиц. Исключение - строительная отрасль.
А ведь одна из составляющих экономической мощи государства - именно высококвалифицированные рабочие и специалисты. В идеале их должно быть от 60 до 85 процентов, а в сфере услуг - более 90. К сожалению, Украина пока не достигла подобного уровня. Доступность обучения в вузах в нашей стране привела к кадровому дисбалансу - на одно рабочее место приходится 5-7 выпускников с высшим образованием. А вот квалифицированных рабочих - днем с огнем не найдешь, поэтому трудиться на производстве некому.
Разумеется, проблема не решится самостоятельно. В повышении престижности рабочих профессий прежде всего должно быть заинтересовано государство. На уровне автономии данной задачей занимается Постоянная комиссия ВС АРК по образованию, науке, делам молодежи и спорту.
На совещании, прошедшем в крымском парламенте, глава комиссии Валерий Косарев, председатель Счетной палаты автономии Владимир Полищук, начальник отдела профессионально-технического образования Минобразования АРК Елена Назарова и руководители училищ и техникумов обсудили пути выхода из сложившейся ситуации и проект Концепции развития профессионально-технического образования АРК на 2011-2015 годы.
По итогам мероприятия Валерий Косарев определил несколько первоочередных задач.
- Во-первых, это кадровый вопрос. Сегодня хороших мастеров, способных готовить специалистов в сельском хозяйстве, машиностроении и строительстве, практически нет. Хранители традиций советской школы ушли на пенсию, а на зарплату в полторы тысячи гривен молодые специалисты не остаются. Во-вторых, материально-техническая база. Практически во всех учреждениях она осталась на допотопном уровне. К примеру, Белогорское профессионально-техническое училище сельского хозяйства и продовольствия. По словам директора Сергея Члека, наглядное оборудование - старые советские комбайны «Нива». О современной западной технике, хотя бы в одном экземпляре, они лишь мечтают. Аналогичная проблема и у строителей - механизация стройки показывается только на картинках. В последний раз материально-техническая база учебных заведений обновлялась за счет местного и государственного бюджетов в 1985 году.
Также, по мнению руководителей учреждений профтехобразования, важную роль играет проведение культурных и спортивных мероприятий. К сожалению, из-за отсутствия финансирования в большинстве училищ и техникумов не соблюдается норма, когда на 140 учащихся приходятся одна секция или кружок.
- Сегодня воспитательная работа — не на высшем уровне. А ведь зачастую самый социально трудный и материально не обеспеченный контингент идет в ПТУ. И ему надо уделять больше внимания, чем молодежи в вузах, - считает Валерий Косарев.
Помимо внутренних проблем есть и внешние. Так, у государственного профтехобразования появились конкуренты - различные консультационные центры и учебные курсы, действующие без лицензий.
- Конкуренция - это хорошо, но только если она качественная. В данном случае мы имеем дело с дилетантизмом, - отмечает глава комиссии. - Если повара в ПТУ готовят два года, то на курсах - полгода. На горничную или официанта, не говоря уже о метрдотеле, в училище учатся те же два года, а в консультационных центрах - три-четыре месяца. В итоге мы получаем непрофессиональных, но зато «сертифицированных» специалистов. Комиссия совместно с Министерством образования и науки, молодежи и спорта АРК и правоохранительными органами будет бороться с нелицензированными курсами.
На совещании прозвучали пожелания от директоров училищ и техникумов об организации встреч с социальными партнерами - руководителями разнопрофильных крупных организаций, фирм и предприятий, во время которых потенциальные работодатели узнавали бы о квалифицированных кадрах. Хорошо бы еще ввести практику соцзаказов или оплаты обучения перспективной молодежи. Во многих странах это стало уже обыденностью, а вот в Украине - пока единичные случаи.
- Сегодня директора школ отчитываются о выпускниках, поступивших в вузы, а вот данных о выбравших ПТУ или техникумы - нет. Профориентационная работа, которой должны заниматься администрация школы и классные руководители, хромает. А ведь надо понимать, что количество вузов в Украине, в том числе и в Крыму, будет неуклонно сокращаться, и молодежь может остаться без профессии.
Впрочем, прежде чем решать перечисленные вопросы, следует изучить рынок труда и потребность в рабочих профессиях и дипломированных специалистах.
- Есть идея создать единые центры профтехобразования для конкретной и стабильной работы с центрами занятости в Крыму и четко определиться с необходимыми профессиями и количеством кадров, — считает Валерий Косарев. - Сейчас же налицо перегибы. По некоторым специальностям - переизбыток кадров, а по другим - вообще нет. Например, сегодня крановщиков готовят только в Днепропетровске, хотя раньше обучали и в Крыму. Мы занимались дошкольными заведениями и школами, вузами, кружками и секциями, уделяли серьезное внимание спорту, а вот профтехобразование как-то упустили. Конечно, проблемы этой сферы были известны, но во время совещания выяснилось много нового. Хочу отметить выступление Владимира Полищука. Как руководитель Счетной палаты АРК он не понаслышке знает проблемы профтехобразования и нехватки квалифицированных рабочих. Владимир Владимирович обратил внимание и на миграцию трудовых ресурсов из других областей, а также высказал мнение, что объединение училищ и техникумов не решит проблемы качества образования и трудоустройства. Все предложения участников совещания будут обработаны и внесены в проект Концепции.
После мероприятия руководители училищ и техникумов поблагодарили главу комиссии за сотрудничество и отметили, что впервые за последние 20 лет власти автономии берутся решить больной вопрос на таком уровне.Автор: Алла ДОВГАНЬ. Фото автора.