Новую схему привлечения в Крым туристов в непопулярный период межсезонья придумало Министерство курортов и туризма автономии совместно с группой «специалистов» шоу-индустрии Украины. Придумало, но, как выясняется, не продумало. На этот раз речь идет об организации в крымских отелях, здравницах и пансионатах концертных программ украинских и зарубежных звезд шоу-бизнеса. Организаторы полны оптимизма и сулят потоки отдыхающих. Но насколько оправдан этот оптимизм, и чем это в случае провала грозит Крыму, разбирался «КТ».
Будет ли на полуострове праздник?
«Звезда» привлечет в Крым поток отдыхающих — таковы прогнозы правительства. При этом стоимость билетов на концерты и развлекательные мероприятия будет включена в стоимость путевок в курортно-оздоровительные учреждения. Сейчас министерство разрабатывает так называемый «Событийный календарь 2012г.», который, как уверяют, позволит расширить рамки курортного сезона с трех месяцев до девяти. Рекламировать календарь будут СМИ, интернет, турагентства в Украине и в других странах постсоветского пространства. На распространение информации о событиях в Крыму профильное министерство планирует тратить бюджетные средства.
Александр Лиев, первый замминистра курортов и туризма Крыма:
«Осенью в крымских здравницах с 12 часов дня можно начинать выть волком — от скуки, в первую очередь... Надеюсь, что санатории отреагируют на этот проект, потому что делается это, в первую очередь, ради них. Мы ничего не потеряем, а только приобретем. Риск только один – закостенелость и инертность наших санаториев, наших баз размещения, которую мы будем пытаться не мытьем, так катаньем расшевелить».
На первый взгляд, такой проект, да еще и без риска, может только порадовать. «Наконец и на нашем полуострове будет праздник», — скажут крымчане. Но действительно ли проект без риска? И не будет ли так, что обещания промоутеров не оправдаются и Крым получит дополнительную антирекламу? Складывается впечатление, что министерство хочет снять с себя ответственность в случае провала проекта. Для того, чтобы посоветоваться и обсудить детали, Александр Лиев собрал за круглым столом крымских журналистов. Но надо отметить, журналисты восприняли идею не так радостно, как хотелось бы организаторам, смутив пессимизмом и замминистра, и его гостей. То и дело звучали предложения для начала вычистить Крым от мусора и ликвидировать стекающие в море канализации. В свою очередь Лиев, будто оправдываясь, отвечал, что при должности он всего 10 месяцев и за столь короткий срок не мог устранить все рекреационные проблемы, однако организовывать досуг отдыхающих необходимо, опираясь на опыт Турции и Египта.
Концерт на пять долларов?
Несомненно, у Турции богатый туристический опыт. Только почему-то представители крымской власти молчат о том, что сервис наших заморских соседей существенно отличается от крымского, да и цены на комфорт более приемлемые.
Евгений Ступка, продюсер:
«Мы хотим, чтобы вместе с путевкой люди покупали энтертеймент… Таким образом, это повысит конкурентную способность данных путевок с Турцией и Египтом. Наша цель – соединить события, гостиницы, курорты, пансионаты, санатории – всех участников в одну цепь, которая позволит им «встретиться».
Но встретятся ли? Организаторы обещают, что наценка за ивент будет незначительная — в среднем примерно пять долларов. Заманчиво. Но возникает закономерный вопрос: из каких денег в таком случае планируется выплачивать гонорар артисту? Если предположить, что в отеле порядка 500 мест и все они будут выкуплены, то средняя сумма от продажи билетов составит в этом случае 2500 долларов. Для артиста первого и среднего эшелона — эта сумма мизерна. И вряд ли кто-то из уважающих себя звезд согласится на подобные дешевые вояжи. Конечно, не исключено, что артиста купят спонсоры, но это разовый случай, и системы с таким положением дел быть не может.
Андрей Дереев, президент Крымской ассоциации маркетингового сервиса:
«Это очень смелые заявления. С точки зрения коммерции это утопия полная. Привозить сюда иностранного артиста, чтобы люди ехали в Крым из-за него — абсурд. Им обойдется в десять раз дешевле сходить на концерт в своем городе. Может, тут другая схема работает: артист приедет сюда подлечиться, отдохнуть, снять клип, а заодно и отыграть концерт? В Крым люди едут лечиться, отдыхать, а концертная нагрузка — это лишь один из пунктов, который хотелось бы иметь. Надо повышать качество».
Алексей Дараган, киевский промоутер:
«Утопия. Если это организовывать в отелях с супердорогими номерами, то в этом есть смысл. Но опять-таки, не зарабатывать на билетах, а зарабатывать на продаже номеров. Эти дорогие отели могут себе позволить взять расходы на себя. А в Крыму, по-моему, это маловероятно. Должны, в первую очередь, быть созданы все условия для отдыхающих, а только потом обеспечена концертная программа. Люди могут поехать, но на очень узкий круг артистов: Стас Михайлов, Меладзе, Ваенга. А на остальных просто не поедут».
Как видим, дело затеяно грандиозное, но почему-то о проекте не знают и, более того, не слышали крымские промоутеры, хотя работают в шоу-бизнесе не первый год и привозят с концертами и певцов, и юмористов. Более того, работая с киевскими специалистами, министерство заранее сокращает доходы в крымский бюджет, так как киевские специалисты заплатят налоги у себя в Киеве.
Андрей Дереев:
«Надо упорядочить систему шоу-бизнеса. Я бы мечтал, чтобы возродилась концертная деятельность филармонии, которая прежде обеспечивала культурную программу всего Крыма. Сейчас дело обстоит так: заезжают казаки, везут к нам артистов, а налоги платят или в своем городе или вообще не платят. Эта ситуация существует не первый год».
Купи звезду
Вывод, как видим, один: знаменитость ждать не придется, а «фабрикант» не соберет зрителей. Гонорар артиста определяется характером мероприятия. И едет звезда, только получив стопроцентную предоплату. Стабильных расценок на того или иного исполнителя сегодня нет, всегда можно договориться. Ориентировочная стоимость гонорара, например, Александра Розенбаума, Димы Билана, Верки Сердючки, ВиаГРЫ, Григория Лепса, Ваенги, «Машины времени» — до 50 тыс. евро за корпоративный концерт до 50 минут. Валерия, Борис Гребенщиков, «Дискотека Авария», Валерий Леонтьев, Лариса Долина обойдутся заказчику до 25 тыс. евро. «Банд’Эрос», «Би-2», «Город 312», «Блестящие», «Мираж», Жанна Фриске, «Сливки», «Ассорти», Сергей Лазарев стоят от 5 до 15 тыс. евро. «Фабриканты» обойдутся любителю от 1,5 до 3 тыс. евро. Эти цены выложены на официальных сайтах промоутерских компаний.
И это еще не все расходы, которые понесут организаторы, обязанные оплатить гонорар, обеспечить авиаперелет группы в составе не менее 10 человек, выполнить райдер, составляющий во многих случаях 30% от гонорара, и заплатить налоги. Так сколько в таком случае должен стоить самый дешевый билет на концерт?
Результат: виновен артист
Сложилось впечатление, что организаторы и замминистра скрывают саму суть и механизм проекта. Здесь может быть два варианта: или стоимость путевки существенно возрастет, включив в себя входной билет на концерт, или звезду привезут настолько незначительную, что вряд ли на нее соберется зритель. Варианты вроде того, что хозяин отеля погасит недостающую сумму ради своего имиджа, мы не рассматриваем, заведомо считая это предположение утопией.
Возникает следующий вопрос: как планируется расхлебывать срывы, неизбежность которых очевидна? Скорее всего, несмотря на обещания промоутеров, концерты будут отменяться. И, как следствие, будет подорван и без того блеклый имидж Крыма.
Работа по событийному календарю только начинается, но уже 28 октября на выставке «Крым круглый год» проекту будет дан старт и будут подписаны первые контракты. Руководство отелей и здравниц, желающих поучаствовать в проекте, может подать заявку на проведение на своей территории какого-либо увеселительного мероприятия, позвонив в колл-центр министерства 0-800-500-222.
Вера НАДЕЖДИНА "Крымский ТелеграфЪ"
фото В.Зайцев "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 149 от 23 сентября 2011 года