Создать в Крыму малую авиацию, превратить полуостров в суперинновационный регион, где средством передвижения будут не просто такси, а авиатакси, планирует правительство автономии. Недавно состоялась презентация этого проекта, вызвавшая бурю обсуждений и споров. Главный вопрос — рентабельность проекта.
Без креативного полета не дождаться вертолета…
Само слово «такси» подразумевает доставку пассажиров в пункты их требований с остановками по желанию пассажиров. Наверняка, желающие полетать «с ветерком» будут щедро платить, но при этом требовать не менее «щедрого» креативного полета: испытания скорости, экстремальных ощущений, полетов, максимально близких от земли, чтобы рассмотреть крымские достопримечательности. Допустимы ли такие полеты для воздушного транспорта, насколько это безопасно для пассажиров, пилота и для тех, кто на земле? Эти вопросы волновали специалистов.
Игорь Мельник, генеральный директор ЗАО «Авиакомпания «ЭЙР ОНИКС»:
«Должны быть определены строго очерченные маршруты и в корне запрещены такие ситуации, когда пассажир требует где-то приземлиться рыбку половить, где-то зверька стрельнуть. Такие желания надо пресекать на корню, чтобы не было промежуточных остановок. Только маршруты от точки до точки, без всяких фантазий, чтобы мы не превратились в городские маршрутки, которые по требованию пассажира останавливаются где хотят, лишь бы деньги заработать. Я со своей стороны везде, где такие лазейки возникнут, буду настаивать, чтобы они априори не возникали».
Но тогда возникает другая проблема: устроят ли эти ограничения любителей полетать?
Железным крыльям птицы — не помеха
Малая авиация популярна во всем мире. Безусловно, крымские перелеты привлекут на полуостров определенное количество обеспеченных людей, которые прибудут сюда, в том числе и на своих воздушных судах. А Крым, в свою очередь, должен обеспечить беспрепятственный воздушный коридор, посадку, парковку, обслуживание и заправку. Это дорогое удовольствие по карману придется далеко не многим. Возникает вопрос, насколько рентабельна эта задумка правительства, на которую запланировано потратить 57 млн. грн.?
Правительство рисует широкие перспективы развития и пытается таким образом привлечь в Крым инвестора. Но снова возникает неувязка. Чтобы инвесторы выложили деньги, крымские объекты, по крайней мере, должны находиться в республиканской собственности. Правительство продумало план по совершенствованию управления существующими объектами авиационной структуры. В ближайший год чиновники хотят перевести в свое ведение вертолетодром в Ялте, предприятия «Универсал-Авиа», «Крымавиа», Центр планерного спорта «Коктебель». Но дадут ли это сделать крымчанам в Киеве? Объектов, которые можно использовать в развитии малой авиации, как действующих, так и неэксплуатируемых, по Крыму более 20-ти. Но и этого, считают специалисты, недостаточно. Придется достраивать новые площадки.
Здесь снова возникают спорные вопросы. На этот раз в полемику вступают экологи, считающие, что не до конца продуманное развитие малой авиации приведет к природному дисбалансу.
Виктор Тарасенко, профессор, президент Крымской академии наук:
«Необходим комплексный подход к изучению возможности таких перевозок. Но главное: учитывать коридор основной миграции птиц, особенно на побережье и севере Крыма, где много редких птиц. Пока с экологами никто не советовался. Надо рассматривать вопрос возможности существования каждой конкретной площадки. Если правительство этого не сделает, то мы нарушим природное равновесие и Крым будут покидать редкие птицы. Будет нанесен серьезный ущерб флоре и фауне».
Проблему экологии понимают и авиаперевозчики.
Игорь Мельник:
«Многие объекты и вертолетные площадки находятся на территории заповедного фонда, например, на Ай-Петри. Мы должны исключить нарушение законодательства, начиная с выбора земельного участка и до отвода. Если произрастают там зеленые насаждения, и тем более краснокнижные, то вертолетной площадки и обслуживающих служб там не должно быть. Если это не заповедная зона, то все равно должна быть произведена инвентаризация зеленых насаждений».
«Я вылетаю — и полетел»
Пока грандиозные планы правительства похожи больше на несбыточные мечты. Да и в одиночку Крыму не справиться с этой непростой задачей. Без помощи госбюджета и районных бюджетов в этих делах не обойтись, — признает инициатор проекта.
Николай Черевков, председатель Рескомитета по транспорту и связи АРК:
«Объекты, существующие у нас с советских времен, уже убитые, надо вкладывать деньги в их восстановление. Задача районных администраций — оказывать нам всяческое содействие. Это касается не только выделения земель, это и водоснабжение, и электрификация. У них (глав райгосадминистраций — прим. Авт.) погасает взгляд, когда речь заходит о деньгах. Но инвестор придет только тогда, когда мы ему обеспечим условия: выделим землю, подведем коммуникации, представим план-проект». Пока правительство запланировало построить новые вертолетные площадки и восстановить старые взлетные полосы, закупить пять воздушных судов, создать крымскую школу пилотов на базе ОСОУ и многое другое. Но все это неосуществимо без главного — серьезных подвижек на законодательном поле. В советское время Крым называли военными авианосцем, так как он буквально был нашпигован военными частями, закрытыми объектами. Старожилы вспоминают, как ездили в Севастополь исключительно по пропускам… Вот и получается, что лететь напрямую, затратив минимальное количество топлива и времени, — не выйдет. Нет прямого пути, а лишь по разрешенному коридору.
Николай Черевков:
«У нас до сих пор действуют законы, когда разрешено летать только по определенным маршрутам и нельзя пролететь над воинской частью. Многие части уже ликвидированы, а запрет остался. В мировой практике самолеты фактически летают по прямой. Надо доводить до ума законодательство, приводить его к современным нуждам».
— Сегодня, — объясняет Черевков, — полеты нужно согласовывать. Так называемая «запрещенная зона» не полностью запретна. Необходимо за сутки подать запрос и получить либо отказ, либо согласие на полет. Но частному владельцу судна это неинтересно — слишком много согласований необходимо пройти.
Николай Черевков:
«Частник, турист либо бизнесмен не знает, где он будет завтра. Ему нужно созвониться и лететь. Главный ведь смысл этой авиации — оперативность. Необходима четкая уведомительная система: «я вылетаю — и полетел».
Пока планы правительства остаются только планами. Удастся ли уладить, как обещают, к 2015 г. все эти законодательные, экологические и, главное, финансовые трудности — пока не очень понятно.
Вера НАДЕЖДИНА "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 145 от 26 августа 2011 год