Через пять месяцев на территории Крыма пройдут первые российские выборы. Кого будут избирать жители полуострова, чем отличается избирательный процесс по российскому законодательству от украинского, а также насколько защищены результаты волеизъявления граждан от фальсификаций, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Кого и когда выбираем
В отличие от «привычной» для крымчан неопределённости со сроками очередных и внеочередных выборов, в России любые голосования, в которых есть необходимость, могут проводиться каждый год, но в один день. Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» таким днём считается второе воскресенье сентября.
В Крыму, судя по нормам этого законодательства, такая необходимость есть — выбирать в единый день голосования жители полуострова будут 75 депутатов Государственного Совета, глав муниципальных образований и депутатов органов местного самоуправления. В некоторых субъектах федерации жители имеют возможность выбирать и губернатора, но, согласно принятой на прошлой неделе Конституции Республики Крым, определяться с первым лицом будут выбранные избирателями депутаты Госсовета.
Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее середины июня — за 90 дней до даты голосования. Правом голоса обладают граждане Российской Федерации, которые достигли восемнадцати лет и не признаны в судебном порядке недееспособными. Выдвигать свою кандидатуру в местные органы власти можно также по достижении совершеннолетия, а вот претендовать на избрание депутатом Госсовета — только с 21 года.
Примечательно, что в РФ имеются очень существенные ограничения по выдвижению в органы власти людей, ранее осуждённых за совершение особо тяжких преступлений. Право выдвигать свою кандидатуру такие люди получают только по истечении пятнадцати лет со дня погашения судимости.
Что будет нового
Основные принципы волеизъявления в России не особо отличаются от привычного для крымчан формата — есть списки избирателей, кабины и урны для голосования, бюллетени и протоколы с результатами подсчёта голосов. Аналогичной является и процедура: члену комиссии предъявляется паспорт, сведения из которого сверяются с данными в списке избирателей, после чего голосующему выдаётся бюллетень, с которым он и отправляется в кабину для голосования.
Правда, для некоторых крымчан сегодня существует реальная угроза, что они не успеют получить паспорт гражданина РФ до единого дня голосования и будут лишены права голоса. Впрочем, власти республики уже учли эти риски и планируют в самое ближайшее время разработать альтернативный механизм для тех, кто к дню голосования не успеет оформить российский паспорт.
Однако есть и некоторые особенности процесса волеизъявления, с которыми крымчане либо не сталкивались уже давно, либо не встречались никогда. Одной из таких особенностей является система квот в многомандатном избирательном округе, когда в бюллетене надо ставить не одну галочку, а сразу несколько, в зависимости от закреплённого количества квот. Для того чтобы люди не путались, на каждом избирательном участке обязательно имеются информация с разъяснениями и образцы заполнения бюллетеня.
Среди других инноваций стоит отметить внедряемую в России практику использования автоматизированных комплексов обработки бюллетеней — агрегатов, которые вместо урн для голосования принимают бюллетени, сразу выводят на табло их количество, а при запуске определённых программ в автоматическом режиме производят подсчёт голосов и выводят данные протокола о результатах на принтер. При этом пустые или испорченные бюллетени роботизированная система распознаёт, помечает специальной краской и сортирует отдельно.
Ещё одной интересной особенностью является наличие открепительных удостоверений, которые последний раз в Крыму использовались десять лет назад. Согласно нормам российского законодательства, любой избиратель может получить открепительное удостоверение по месту своей регистрации и проголосовать по нему на участке в другом населённом пункте, где он будет находиться в день голосования. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчётности, и в законах заложены очень действенные механизмы контроля за тем, чтобы исключить фальсификации с использованием открепительных.
Как посчитают
В продолжение темы о контроле и предотвращении фальсификаций стоит отметить, что российское законодательство в этих вопросах выглядит не только детальнее, но и прогрессивнее украинского. Помимо тщательно описанных процедур, с помощью которых дублируются данные, несовпадение которых сразу же укажет на фальсификации, в российском законодательстве нет ограничений, связанных с защитой персональных данных, что дает наблюдателям неоспоримые преимущества.
Так, например, лица, осуществляющие контроль за волеизъявлением, имеют право доступа к спискам избирателей не только перед началом голосования, но и во время подсчёта голосов, чтобы убедиться, что число подписей в этих списках совпадает с количеством бюллетеней, высыпанных из урн. К слову, и сами списки имеют формат книги, прошитой насквозь и скреплённой с тыльной стороны печатью комиссии, что является дополнительным элементом защиты от появления в списках «левых» страниц.
Кроме списков избирателей, наблюдатели имеют неограниченный доступ к данным о тех людях, которые изъявили желание голосовать на дому, и даже имеют возможность проверять составленные ими заявления на подлинность. Беспрепятственно контролируется и процесс голосования по открепительным удостоверениям.
Ещё одной интересной особенностью на этапе подсчёта голосов является наличие так называемой увеличенной копии протокола — документа в увеличенном формате, который находится на всеобщем обозрении и куда безотлагательно заносятся цифры, получаемые по итогам подсчёта бюллетеней и другой документации. Примечательно, что данные из этих протоколов наблюдатели могут передавать с помощью СМС-сообщений прямо в Центризбирком, который в отдельной программе обнародует предварительные результаты задолго до окончания формальной процедуры подсчёта голосов. В общем, результаты волеизъявления по российскому законодательству защищены продуманно и многократно.
Прямая речь
Сергей Цеков, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
«Мы понимаем, что не все могут получить паспорта, и, по всей видимости, будет принято решение... Решение, согласно которому все те, кто не отказался от гражданства России, соответственно могут участвовать в выборах по украинским паспортам».
Аркадий ЛУКИН
Художник А. Куркин
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 277 от 18 апреля 2014 года
Еще статьи:
Не потеряй свой голосВыборы курултая: первый чебурек – комомВыборы прошли...Выборы в России: фальсификации и акции протестаКонституция новых прав и возможностей