Органы местного самоуправления в Щелкино публичны, прозрачны и подотчетны на 22%
Самый молодой город в Крыму уже успел пережить в своей тридцатипятилетней истории тяжелейший кризис, связанный с закрытием строительства атомной электростанции, ради обслуживания которой он и создавался. Сказалось ли это на прозрачности в работе щёлкинской мэрии, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ»
Где в Крыму жить хорошо? Ответ на этот вопрос лежит в разных плоскостях, но мы ещё ни разу не смотрели на города полуострова с точки зрения совершенствования системы местного самоуправления.
В международной практике уже давно сложились достаточно жёсткие стандарты менеджмента на уровне муниципальной власти, эффективность которых ни у кого не вызывает сомнения. Насколько вписываются в эти стандарты мэрии крымских городов, выясняет газета «Крымский ТелеграфЪ» в рамках рубрики «Мой город».
Мэр
Чем занимается на своём рабочем месте щёлкинский городской голова Владимир Шкалаберда, узнать об этом — задача не простая для рядовых жителей. Из трёх-четырёх новостей, которые появляются на официальном сайте за месяц, в лучшем случае одна может быть связана с поздравлениями от имени мэра с очередным праздником. Над какими проблемами градоначальник работает всё остальное время, остаётся только гадать.
Как, впрочем, в догадках теряются жители и относительно его декларации о доходах, особенно в той части, которая связана с имуществом и земельными участками. Найти на официальном ресурсе документы, декларирующие доходы первого лица города, не удалось. «Страдают» скромностью также и заместители городского головы вкупе с управляющим делами и секретарём городского совета, сведения из деклараций которых также вызывают у местного населения неподдельный интерес.
Хотя интересы местного населения для городских властей, создается впечатление, далеко не самая приоритетная задача. Во всяком случае, график приёма этого самого населения щёлкинским градоначальником почему-то на сайте города не поместился — узнать о нем можно только непосредственно в мэрии или по городскому телефону, которых в домах щелкинцев не так уж и много. Нерабочей оказалась и ссылка «Территориальная громада», а также исчезла опция онлайн-обращения к мэру, которая, по отзывам горожан, всё равно не работала.
Среди других особенностей, иллюстрирующих работу местной власти, — отсутствие в свободном доступе распоряжений городского головы, а также неработающие ссылки на общегородскую градостроительную и земельную документацию. Не особо в муниципалитете озабочены и публичностью планов социально-экономического развития и расходования бюджетных средств.
В результате: 21%, или 1250 баллов из 6000 возможных.
Исполком
Узнать о том, кто является заместителями щёлкинского градоначальника, дистанционно не получится — видимо, биографические данные этих людей являются строго засекреченными, равно как и графики приема граждан, рабочие телефоны и прочие сведения. Аналогично дело обстоит и в отношении аппарата исполкома горсовета — связаться с нужным отделом или специалистом можно только предварительно выяснив его контакты в приёмной.
Немного лучше ситуация с деятельностью самого исполкома — большинство его решений доступны на сайте Щёлкинского горсовета и даже о предстоящих заседаниях можно узнать «заблаговременно». Как правило, сообщение о предстоящем мероприятии появляется либо поздно вечером накануне, либо уже после проведения, что называется, задним числом.
Периодически на обсуждение громады выносятся те или иные регуляторные решения местных органов власти, однако дублировать эти сообщения в разделе регуляторной политики, который имеется на официальном сайте, чиновники по каким-то причинам не спешат. Нет в разделе никакой информации о планах должностных лиц в сфере регуляторной политики на текущий год, намерениях по отслеживанию эффективности принятых актов и прочей «мелочёвки».
К плюсам стоит отнести наличие некоторой регулярной отчётности о работе исполнительных органов власти. Среди негативных явлений с точки зрения прозрачности в работе должностных лиц Щёлкинского горсовета — отсутствие разделов, связанных с оказанием административных услуг, порядком доступа к публичной информации, антикоррупционными мероприятиями, а также надежно упрятанные сведения о государственных закупках из городской казны. Эти данные почему-то оказались в разделе «Городской совет», замаскированные под рубрикой «Исполнение бюджета».
В результате: 19%, или 1600 баллов из 8400 возможных.
Горсовет
Каждый третий депутат Щёлкинского городского совета игнорирует такую форму работы, как приём избирателей. Кроме того, на официальном сайте не сочли нужным размещать контактную информацию для того, чтобы жители могли напрямую обратиться к своему представителю в совете и озадачить его своими насущными проблемами.
Правда, в отличие от большинства других крымских городов, в Щёлкино часть депутатов отчитываются о своей работе. За истекший год, к примеру, отчиталась ровно половина депутатского корпуса. Содержательность этих отчётов у ряда народных избранников, конечно, оставляет желать лучшего, чем просто перечень городских мероприятий, в которых принимал участие депутат, но сам факт подотчётности является весьма показательным.
Выявить какую-то иную активность со стороны депутатов городского совета, кроме «участия в городских праздничных мероприятиях» и «финансовой помощи нуждающимся», к сожалению, не удалось. Ни графика работы постоянных депутатских комиссий, ни сообщений о результатах их работы нигде не обнаружилось. Отсутствует, судя по всему, в Щёлкино и такая форма работы, как консультации с общественностью — во всяком случае, никаких планов на этот счёт не повстречалось.
Среди особенностей информирования жителей о заседаниях сессий городского совета стоит отметить тот факт, что новости о состоявшемся мероприятии на официальном сайте часто обозначены предшествующей датой — сессия состоялась, к примеру, двадцатого марта, а сообщение об этом радостном событии на сайте датировано шестнадцатым числом. По счастью, такой подход не сильно отражается на публикации решений городского совета — большинство из них, за исключением бюджетных, размещаются в положенные сроки и с необходимыми приложениями.
В результате: 25%, или 1400 баллов из 5600 возможных.
При подготовке материала использовался метод анализа индекса публичности, известный в мировой практике. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» применил 225 критериев, которые напрямую влияют на эффективность, прозрачность и подотчётность органов местного самоуправления. Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 276 от 11 апреля 2014 года
Еще статьи:
Алушта — город открытых решенийФеодосия: интерес горожан к работе власти неуместенБахчисарай: ни планов, ни отчетовКерчь — территория со своим КодексомБелогорск: скрывать нечего, показывать — тоже