Органы местного самоуправления в Симферополе публичны, прозрачны и подотчетны на 25%
В прошлом году Симферополь был признан одним из наиболее скрытных городов в сфере государственных закупок. Исправились ли городские чиновники и насколько публична их деятельность в других сферах управления жизнью крымской столицы, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ»
Где в Крыму жить хорошо? Ответ на этот вопрос лежит в разных плоскостях, но мы еще ни разу не смотрели на города полуострова с точки зрения совершенствования системы местного самоуправления.
В международной практике уже давно сложились достаточно жесткие стандарты менеджмента на уровне муниципальной власти, эффективность которых ни у кого не вызывает сомнения. Насколько вписываются в эти стандарты мэрии крымских городов, выясняет газета «Крымский ТелеграфЪ» в рамках рубрики «Мой город».
Мэр
Городской голова Симферополя Виктор Агеев является квалифицированным специалистом по электрификации сельского хозяйства — об этом можно легко узнать на официальном сайте горсовета в разделе, посвященном биографии мэра. По соседству размещены и данные из декларации о доходах градоначальника, поэтому любой желающий может убедиться, что рабочее время Агеева — самое высокооплачиваемое в Крыму, среднемесячная зарплата мэра в прошлом году составляла более двадцати тысяч гривен.
В целом на первый взгляд складывается впечатление, что на сайте горсовета есть все, что необходимо простому симферопольцу для эффективного взаимодействия с местной властью — в открытом доступе устав города, генплан, стратегический и текущий планы развития, действующая форма обратной связи и телефонная горячая линия. При голове созданы общественные и экспертно-консультативные органы, а еще Агеев находит время поделиться мыслями о родном городе в социальных сетях.
Кстати, именно по сообщениям на «Фейсбуке» мэра несколько раз подлавливали на откровенном обмане симферопольцев и попытках попиариться. Одна из последних историй связана с обещаниями градоначальника достроить уже в этом году детский сад в спальном районе города, на завершение работ по которому, как выяснилось, денег в бюджете предусмотрено недостаточно. Видимо, самореклама отнимает много рабочего времени, поэтому на прием горожан мэр тратит всего шесть часов в месяц, что ниже общепринятых стандартов.
Однако имеются и более показательные недочеты, сильно влияющие на прозрачность работы местной власти. Например, найти отчеты по выполнению городского бюджета ни за прошлый, ни за позапрошлый год не удалось. А среди распоряжений городского головы, доступных широкой общественности, в основном одни объявления благодарности, хотя, судя по порядковой нумерации, подписывает градоначальник и более значимые, но куда менее публичные документы.
В результате: 25%, или 1475 баллов из 6000 возможных.
Исполком
Примечательно, что, в отличие от градоначальника, вице-мэры не афишируют свой график приема горожан. Во всяком случае, в разделе, посвященном исполнительным органам власти, найти эту информацию не удалось. Аналогичного принципа, видимо, придерживается и управляющая делами горсовета Елена Мацькова, а заодно и весь исполнительный комитет — данные о времени и месте проведения заседаний исполкома рядовым симферопольцам недоступны.
Впрочем, для особо любопытных на сайте все же имеются некий предварительный график, а также некоторые решения исполкома. Почему на обозрение выставляются только отдельные документы и отсутствуют повестки заседаний — вопрос к городской прокуратуре, которая, судя по всему, не особо тщательно следит за соблюдением этой части действующего законодательства.
Не все ясно и с регуляторной деятельностью. Чиновники, видимо, не считают нужным планировать эту самую деятельность. «Секретными» остаются и такие интересные для общественности документы, как планы годовых закупок управления капитального строительства, а также коммунальных предприятий города.
Среди особых фишек, которыми симферопольские чиновники в положительном смысле отличаются от своих коллег из других городов, интерес представляют электронная очередь в дошкольные учебные заведения, база объектов коммунальной собственности, сдающихся в аренду, а также специфическая градостроительная документация типа зонинга или историко-архитектурного опорного плана. А вот раздел, посвященный земельным отношениям, почему-то заполняется несвоевременно, бессистемно. Так что убедиться в полноте данных, которые имеются в открытом доступе, весьма проблематично.
Среди негативных тенденций особо стоит отметить возросшую закрытость симферопольских чиновников от общения с простыми людьми. Телефоны ряда подразделений городского совета на звонки не отзываются, другие — отключены за неуплату. В то же время из местной казны расходуются внушительные суммы на обеспечение охраны, которая не пропускает граждан, желающих оценить работу должностных лиц на заседаниях исполкома, тендерных комиссий и прочих мероприятиях.
В результате: 27%, или 2275 баллов из 8400 возможных.
Горсовет
О депутатах Симферопольского городского совета жители могут почерпнуть много нового и интересного из опубликованных на сайте их биографий. Однако ни графиков приема, ни хотя бы территорий, за которые отвечает тот или иной депутат, узнать не получится. Обратиться напрямую тоже не удастся: вместо персональных контактов каждого из народных избранников — только адрес и телефон горсовета. Про декларации о доходах, конечно же, тоже речь не идет.
Примечательно, что Симферопольский горсовет один из немногих оборудован электронной системой голосования, однако результаты этого самого голосования на сайте почему-то не отражаются. Еще в капитальный ремонт мэрии регулярно вкладываются бюджетные поступления, но для оборудования сессионного зала техникой, которая бы транслировала заседания, по всей видимости, денег не хватает.
Радует хотя бы то, что решения сессий публикуются не избирательно, а как положено. К тому же о дате и месте заседания зачастую легко можно узнать в рубрике «Анонсы», где, помимо этого, содержится и повестка ближайшей сессии. В то же время заседания постоянных комиссий, на которых детально обсуждаются все проекты решений, утверждаемых потом на сессии, почему-то местными властями не анонсируются.
В результате: 24%, или 1325 баллов из 5600 возможных.
При подготовке материала использовался метод анализа индекса публичности, известный в мировой практике. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» применил 225 критериев, которые закреплены в законодательстве Украины и напрямую влияют на эффективность, прозрачность и подотчетность органов местного самоуправления. Юрий АНДОЧКИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 273 от 21 марта 2014 года
Еще статьи:
Алушта — город открытых решенийЕвпатория: стратегия молчанияБахчисарай: ни планов, ни отчетовКерчь — территория со своим КодексомБелогорск: скрывать нечего, показывать — тоже