Красноперекопск — город, не избалованный богатым рынком рабочих мест. И от расторопности местной власти, ее умения организовать жизнь в городе в немалой степени зависит благополучие красноперекопцев. Есть ли у них возможность контролировать местную власть и влиять на принимаемые решения, выяснял еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Где в Крыму жить хорошо? Ответ на этот вопрос лежит в разных плоскостях, но мы еще ни разу не смотрели на города полуострова с точки зрения совершенствования системы местного самоуправления.
В международной практике уже давно сложились достаточно жесткие стандарты менеджмента на уровне муниципальной власти, эффективность которых ни у кого не вызывает сомнения. Насколько вписываются в эти стандарты мэрии крымских городов, выясняет газета «Крымский ТелеграфЪ» в рамках рубрики «Мой город».
Мэр
Сторонники красноперекопского мэра Тараса Филипчука утверждают, что он работает исключительно на город, а не на себя. Однако убедиться в том, что это так и есть на самом деле, не так-то просто — на официальном сайте нет декларации о его скромных доходах, равно как и нет деклараций его заместителей.
Интересно также, что городской голова постеснялся обнародовать не только свой годовой доход, но и партийную принадлежность, о которой в его официальной биографии не сказано ни слова. Вообще Тарас Филипчук весьма не публичный градоначальник, который предпочитает закрываться от прессы в собственном кабинете, о чем мы уже писали («За закрытой дверью», № 266 от 31 января 2014 года). Может быть, поэтому даже в официальных новостях городского совета имя мэра фигурирует нечасто — в лучшем случае раз в неделю.
Городской голова, видимо, считает, что жителям Красноперекопска абсолютно ни к чему знать, чем он занимается в рабочее время. Вероятно, по этой же причине на официальном сайте весьма избирательно размещаются распоряжения градоначальника — в этом году обнародовано только семь из 29 документов.
При такой скрытности нет ничего удивительного в том, что уже третий месяц красноперекопские власти не публикуют план социально-экономического развития города на текущий год, не снимают гриф секретности с градостроительной документации, не афишируют бюджетные сведения и не видят необходимости размещать отчеты городского головы о своей кипучей деятельности. Сам мэр, кстати, тоже не спешит встречаться с горожанами по этому поводу.
В результате: 28%, или 1700 баллов из 6000 возможных.
Исполком
Под стать своему шефу абсолютно непубличны и заместители городского головы — кроме графика приемов, узнать что-либо об их трудовых свершениях, уровне образования или хотя бы полюбоваться на фотографии «топ-менеджеров» красноперекопской мэрии на официальном сайте не удастся.
Принять участие в заседаниях исполнительного комитета жители Красноперекопска могут не всегда, поскольку время и место проведения заседаний указывается в распоряжениях городского головы, которые обнародуются весьма избирательно. Так, на официальном сайте есть распоряжение провести мероприятие в конце марта, но где-то «заблудились» два аналогичных решения за февраль. Более того, принятые исполкомом решения публикуются, в нарушение законодательства, с большим опозданием — документы с последнего мероприятия обнародованы спустя тринадцать дней вместо положенных пяти. К тому же часть решений так и не была предана гласности.
Еще интересней ситуация в сфере регуляторной политики. Красноперекопские чиновники размещают информацию такого типа на официальном сайте на первый взгляд согласно стандарту — годовые планы, уведомления о размещении проектов, сами проекты для обсуждения, отчеты о результативности принятых актов, а также реестр всех действующих регуляторных документов. Однако в реальности почти все эти разделы фиктивные и не содержат никакой информации. Только одна ссылка оказалась рабочей, и на нее «сливается» без разбору все, что касается регуляторной политики. Причем часть необходимых документов и там найти не удалось.
Имеются нарекания и на работу центра предоставления административных услуг. Так, при достаточном наполнении этого раздела чиновники «случайно» забыли указать, какие из предоставляемых ими услуг являются бесплатными, а какие надо оплачивать и сколько они стоят. И ссылку на правительственный реестр бесплатных админуслуг, а заодно и номер круглосуточного телефона горячей линии по этим вопросам тоже размещать не стали.
Ну и конечно, учитывая крайнюю непубличность руководства, раздел работы, посвященный предоставлению публичной информации, не содержит и половины тех сведений, которые должны быть там обнародованы по закону. Нет данных о том, в каком виде и куда можно направлять информационные запросы, кто отвечает за доступ к публичной информации, какова стоимость копирования документов и как обжаловать бездействие чиновников. Это не говоря об уровне владения профильным законодательством, который у ответственного за данную работу должностного лица трудно назвать даже поверхностным.
Так что поинтересоваться такими элементарными вопросами, как наличие местных программ, квартальные итоги выполнения бюджета или, скажем, отчеты о работе местных органов исполнительной власти, — дело для жителей Красноперекопска отнюдь не самое простое.
В результате: 29%, или 2450 баллов из 8400 возможных.
Горсовет
Вполне прогнозируемо, что в атмосфере тотальной скрытности, раздел, посвященный работе депутатов Красноперекопского городского совета не изобилует сведениями о работе местных избранников. Все, что полагается знать жителям города о своих депутатах, — это их фамилии и место работы.
О том, чтобы привязать фамилии городских депутатов к округам, за которые они отвечают, разместить информацию о графиках приема народными избранниками или хотя бы поведать о регламенте, который регулирует деятельность городского совета, по всей видимости, вопрос даже не поднимается. Как не стоит вопрос и о своевременном информировании населения о датах и месте проведения заседаний постоянных комиссий, а также сессий горсовета.
Беспардонно «забивают» в горсовете и на требования по размещению решений, принятых депутатским корпусом на своих заседаниях. Так, решения позапрошлой сессии обнародовались в три раза дольше, чем предписывает законодательство, а материалы последней сессии, состоявшейся еще в феврале, не опубликованы до сих пор.
Зато особое место на официальном сайте горсовета отведено рубрике «Наши депутаты», где любой желающий может узнать, что в Верховной Раде Украины его интересы представляет Александр Нечаев, а в крымском парламенте — Владислав Шмельков. В отличие от своих городских коллег, эти избранники все же информируют избирателей о своей деятельности, а вот найти отчеты красноперекопских депутатов о своей работе на благо избирателей так и не удалось.
В результате: 15%, или 850 баллов из 5600 возможных.
При подготовке материала использовался метод анализа индекса публичности, известный в мировой практике. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» применил 225 критериев, которые закреплены в законодательстве Украины и напрямую влияют на эффективность, прозрачность и подотчетность органов местного самоуправления. Юрий АНДОЧКИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 272 от 14 марта 2014 года
Еще статьи:
Евпатория: стратегия молчанияАлушта — город открытых решенийБелогорск: скрывать нечего, показывать — тожеКерчь — территория со своим КодексомАрмянск — город открытых чиновников и скрытных депутатов