Органы местного самоуправления в Армянске публичны, прозрачны и подотчетны на 44%.
Армянск, несмотря на свою незначительную территорию, является лидирующим в Крыму городом по социально-экономическим показателям. Правда, объясняется это, скорее всего, соседством крупнейшего промышленного предприятия «Крымский Титан». А вот какова роль местных чиновников и насколько эффективно выстроена система местной власти в самом северном городе Крыма, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Где в Крыму жить хорошо? Ответ на этот вопрос лежит в разных плоскостях, но мы еще ни разу не смотрели на города полуострова с точки зрения совершенствования системы местного самоуправления.
В международной практике уже давно сложились достаточно жесткие стандарты менеджмента на уровне муниципальной власти, эффективность которых ни у кого не вызывает сомнения. Насколько вписываются в эти стандарты мэрии крымских городов, выясняет газета «Крымский ТелеграфЪ» в рамках новой рубрики «Мой город».
Мэр
Первое лицо в городе, конечно же, мэр. Заглянув на официальный сайт Армянска мы узнаем, что задача всех его жителей сделать город процветающим, а вот о профессиональном росте и других вехах на пути Валентина Демидова к посту городского головы не узнаем ничего. Градоначальник поскромничал и свою биографию на сайте не обнародовал.
Зато не побоялся разместить декларацию о доходах, причем не только своих, но и, как положено по закону, членов своей семьи. Впрочем, никаких астрономических цифр или чего-то сенсационного в этом документе нет — зарплата у мэра скромная, машина не новая, члены семьи вообще никаких доходов не получают.
О трудовых буднях градоначальника судить сложнее, чем о его доходах, — официальный сайт горсовета отнюдь не фонтанирует информацией и никто из простых смертных не может узнать, чем сегодня или вчера занимался мэр. По стандартам информационные сообщения о деятельности городского головы должны появляться не реже одного раза в сутки, а в Армянске последний раз Демидов в «ленте» поздравил горожан с Новым годом и более не появлялся.
Впрочем, не это самое показательное. Об управленческих способностях городской власти удобно судить с точки зрения наличия или отсутствия долгосрочного видения развития родного города. В Армянске, что отрадно, на протяжении минувшего года работала экспертная группа по созданию стратегии экономического и социального развития Армянска до 2020 года.
Среди позитивных моментов также стоит отметить прием граждан — восемь часов в месяц городской голова отводит на общение с жителями Армянска, что вполне соответствует международным стандартам.
В результате: 57%, или 3425 баллов из 6000 возможных.
Исполком
Исполнительные органы Армянского городского совета представлены на официальном сайте достаточно информативно — найти графики приема, фамилии руководителей и контактные телефоны, конечно, не всегда просто, но возможно. Чего реально не хватает, так это адресов электронной почты чиновников — как-никак век информационных технологий все же.
А вот сам исполнительный комитет в Армянске оказался не очень публичным — ни полномочий этого образования, ни графика заседаний, ни фотографий первых лиц города. Видимо, все, что положено знать об исполкоме жителям города, — это только фамилии его членов. Правда, абсолютно все решения исполкома и даже некоторые проекты решений, к чести чиновников, обнародованы и доступны для ознакомления.
Не менее четко отработана и система проведения регуляторной политики — все положенные требования по рассмотрению, утверждению и обнародованию регуляторных актов выполняются неукоснительно. И даже актуальные тарифы на коммунальные услуги представлены на всеобщее обозрение, хотя и не на все.
А вот чего не встретишь в коридорах исполнительной власти, так это взаимодействия с общественностью. Ни порядка проведения общественных слушаний, ни других механизмов взаимодействия с властью тут, видимо, не признают. Посему найти новости о том, что в Армянске в ушедшем году проходили слушания или проявлялась другая гражданская активность, так и не удалось.
Может быть, именно по этой причине армянские чиновники не видят также необходимости отчитываться о своей работе перед горожанами, в том числе и вдаваться в конкретику относительно распределения бюджетных средств.
В результате: 49%, или 4100 баллов из 8400 возможных.
Горсовет
В то же время депутатский корпус Армянска оказался на удивление непубличным. Избранники на официальном сайте представлены скромно: в формате «фамилия — границы округа», а для особо дотошных — в отдельном документе еще график приема. Ни контактных телефонов, ни фотографий, ни принадлежности к фракциям не обнародовано. Так что отсутствие деклараций о доходах на этом фоне смотрится вполне закономерно.
Однако проконтролировать работу депутатов, если такое кому взбредет в голову, не получится — ни графика работы постоянных комиссий, ни информации о сессионных заседаниях, ни порядка присутствия на них простых граждан на официальном сайте не сыскать днем с огнем. Не балуют горожан и повестками пленарных заседаний, которые положено обнародовать на сайте не позже чем за десять дней до даты проведения сессии.
Сами решения, принятые на сессиях, правда, на сайте горсовета присутствуют в полном объеме, что делает работу депутатского корпуса чуточку прозрачней. Хотя узнать, сколько депутатов голосовало и кто конкретно отдал свой голос за то или иное решение, конечно же, не удастся — такими сведениями горсовет с избирателями делиться не спешит.
Равно как лишены жители Армянска и такого законного удовольствия, как знакомиться с протоколами заседаний депутатских комиссий, а заодно и с содержанием депутатских запросов. Ну а уж рассчитывать найти такие экзотические сведения, как, например, план по реализации наказов избирателей, — это уже за гранью фантастики.
Самым же показательным является тот факт, что даже в ответе на информационный запрос газеты «Крымский ТелеграфЪ» чиновники Армянского горсовета не смогли назвать решение, которые бы обязывало народных избранников отчитываться о своей работе перед избирателями, городским головой и коллегами по горсовету.
В результате: 24%, или 1350 баллов из 5600 возможных.
При подготовке материала использовался метод анализа индекса публичности, применяемый в мировой практике. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» применил 225 критериев, которые закреплены в законодательстве Украины и напрямую влияют на эффективность, прозрачность и подотчетность органов местного самоуправления. Юрий АНДОЧКИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 265 от 24 января 2014 года
Еще статьи:
Прозрачней утренней росы… работа местных депутатовПрезидиум крымского парламента решил изменить дату проведения майских плена ...Армянские репрессииВ Армянске – не армяне, а простые горожане!На тебе, Боже, что нам негоже...