Безопасность крымских учеников уперлась в госакт на землю
Территории школ приватизируют третьи лица, а родительские подарки проводятся по бюджетным счетам.
Нет госакта — нет безопасности
Вопрос о готовности крымских школ к новому учебному году был главным на последнем летнем заседании Совета министров Крыма. Правительство установило срок (до 20 сентября), в который на полуострове должна быть обеспечена полная безопасность детей на дорогах, и обязало все профильные ведомства уделить особое внимание организации безопасного дорожного движения возле учебных заведений.
О проделанной работе отчитался замначальника УГАИ Крыма Сергей Козинцев: мол, повсюду возле детских садов и школ к 1 сентября установлены дорожные знаки, ограничители скорости и нанесена разметка пешеходных переходов.
Проверить наличие всего этого возле каждого учебного заведения не представляется возможным, но и опровергнуть информацию тоже нельзя, так как в радиусе полукилометра вокруг школ нет-нет да и встретится какой-нибудь ограничитель. Однако на безопасность школьников, как показывает практика, это не всегда влияет. Одна из причин — отсутствие вокруг школ ограждения. В Крыму это распространенная ситуация. Заборы, как правило, есть только в тех школах, которые были огорожены еще во времена Советского Союза. Ограждение есть и вокруг вновь выстроенных учебных заведений. Но в большинстве случаев территории школ ничем не ограничены. Например, двор школы-лицея № 17 плавно переходит с одной стороны в проезжую часть улицы Балаклавской, к передвижной механизированной колонне, с другой — во дворы многоэтажных домов, а с третьей — в котельную (в которой в межсезонье часто видят местных бомжей и алкоголиков). Школу не могут огородить, так как не успели оформить госакт на землю.
А по закону без госакта руководство не имеет права устанавливать заборы. Выходит, что в данном случае закон, как бы это ни выглядело абсурдно, работает против детской безопасности.
Несмотря на отсутствие ограждений вокруг школы-лицея № 17, ее директор Ирина Глушко довольна: за лето школа полностью отремонтирована, как и обещал в конце прошлого учебного года председатель Совета министров Анатолий Могилев. Теперь, по крайней мере, внутри школы дети будут в безопасности.
Школьная земля нарасхват
Еще более запутанная ситуация с получением госакта сложилась у симферопольской школы № 2. Когда-то она была огорожена сеткой рабицей, но с годами ограждение пришло в негодность, а частично и вовсе было украдено. С тех пор территория школы открыта для всех: и для любителей животных, выгуливающих на школьном стадионе собак, и для родителей на машинах, подвозящих своих чад прямо к ступенькам школы (при этом другие дети вынуждены буквально бросаться врассыпную, чтобы не попасть под колеса автомобиля чужого папы), и для эксгибиционистов, обожающих девочек-подростков (их нередко замечают между гаражами, примыкающими к территории школы).
Между тем директор Вера Кухнина утверждает, что забор поставить нельзя все по той же пресловутой причине — нет госакта. Однако случайно выяснилось, что госакт у школы все же есть (по крайней мере он числится в Публичной кадастровой карте Украины как «ділянка 0110100000:03:005:0361 03.02 — для будівництва та обслуговування будівель закладів освіти»), но о его существовании, похоже, не догадывается руководство, которое собирает пакет документов для получения права собственности на землю. Выходит, что кто-то без ведома директора школы и районного отдела образования уже оформил госакт на несколько гектаров школьной территории, которая в этом районе города продается по 10 тысяч долларов за сотку. Ошибка отдела земельных ресурсов в данном случае маловероятна. Скорее всего, теперь директору предстоит отстаивать в судах школьную землю, право собственности на которую сегодня оказалось под большим вопросом.
Вместо безопасности — кино
О безопасности учеников готовы позаботиться и директора школ, и ГАИ. Вот только эта забота обходится родителям в 20 гривен. Такую сумму берут с каждого ребенка за показ в школах фильма о правилах дорожной безопасности. Деньги небольшие, только если учитывать, что начальных классов в школе в среднем двенадцать, а в каждом — по тридцать учеников, то сумма на выходе от этого малополезного занятия составляет более семи тысяч гривен. Затрат никаких — только аренда школьного помещения и откат директору за предоставленную возможность заработать на детях. Притом дети в большинстве своем не запоминают из фильма ни кадра. В зрительный зал набиваются одновременно все первые или все вторые классы (а это более ста человек), в помещении царит шум и гам.
В результате дети и уроки прогуливают под предлогом просмотра фильма, и ни одного правила не усваивают.
Забалансовый доход
В некоторых школах нашли свои способы оприходования родительских денег с помощью бюджетных счетов. Например, один из них — настоятельно рекомендовать родителям приобрести для класса что-то новенькое: технику (телевизор, компьютер, кондиционер), парты и даже школьную доску. И если замена старой школьной доски, прослужившей, к примеру, тридцать лет, еще как-то оправдана, то приобретение телевизора — дело совсем не обязательное, однако, как оказывается, чрезвычайно выгодное для руководства школ. Секрет заключается в том, что, принимая в класс родительские «дары», школа присваивает им свой инвентарный номер, но почему-то ставит их не на забалансовый счет (00, 01 или 02), как это положено, а проводит по основному бюджетному счету 104 или 103. Такое оприходование родительских подарков заметили родители учеников в симферопольской школе-лицее № 3. По правилам, приобретенное за родительский счет имущество должно или приниматься в дар, или быть арендовано школой.
Можно, конечно, предположить, что основной бюджетный счет этой школы разделен на два: балансовый и забалансовый. В таком случае законодательно все верно. Однако нельзя исключить и другой вариант: возможно, под новые покупки подкладываются нужные документы, чеки и товар проводится по основным бюджетным счетам, будто куплен за бюджетные деньги. А деньги в свою очередь в обход государства и Министерства образования и науки перегоняются на счета коммерческих структур, с которыми у школы, скорее всего, имеются свои договоренности. Иван ЗДРАВОМЫСЛОВ
Фото В. Зайцев, архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 246 от 30 августа 2013 года
Еще статьи:
От звонка до звонкаТретьим будешь?В защиту учителяЗдравствуй, школа, новый год!Крым равных возможностей?