С какими проблемами столкнулись медики неотложной помощи при реорганизации их службы
В результате реформирования служба экстренной медицинской помощи автономии оказалась без финансирования, автомобилей и госпитальной базы. Об этом чиновники Минздрава бодро доложили на заседании президиума Верховного Совета Крыма. Могут ли жители полуострова рассчитывать на оказание скорой медпомощи, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Закралась ошибочка
Как-то так интересно получилось, что, когда составлялись расчеты по финансированию, профильное ведомство заложило сумму почти в четверть миллиарда гривен, а вот Минфин сделал свою собственную калькуляцию, просто суммировав все расходы районных «скорых» за прошлый год. В итоге крымская служба неотложной помощи получила на 120 миллионов гривен меньше, чем необходимо для нормальной работы.
Причин, по которым все это произошло, чиновники не сообщают — не то Минфин их «обхитрил», не то сами проглядели. В любом случае проблема с отсутствием половины денег на годовую работу экстренной помощи появилась не вчера, а месяцев пять назад. Однако заявлять о ней работники Минздрава до последнего не спешили, видимо рассчитывая, что все само собой образуется. По крайней мере никаких серьезных шагов чиновники в белых халатах в этой критической ситуации не предпринимали.
Андрей Драненко, заместитель министра здравоохранения АРК:
«Нами было отправлено два письма в Министерство финансов, два письма в Министерство здравоохранения Украины и шесть обращений в Кабинет министров. Пока этот вопрос в стадии решения, то есть конкретно он еще не решен».
А между тем дефицит финансирования уже начинает сказываться на работе неотложек. Так, по словам директора Территориального центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Леонида Дыро, сегодня служба не может получить необходимые лицензионные документы, потому что для этого требуется оплатить 45 тысяч гривен, которых на счетах медиков попросту нет.
Машин нам, и побольше
По словам представителей Минздрава, нормативный показатель для Крыма предполагает работу 196 бригад неотложной медицинской помощи, в то время как по факту сегодня работают всего 145. Сказывается в основном техническое состояние автопарка, часть машин в котором имеют двойной, а то и тройной технический износ.
По мнению замминистра Драненко, на полуострове потребность службы скорой помощи в автомобилях составляет около 170 единиц, из которых только сто будут выезжать на вызовы, а остальные — это реанемобили и машины для нужд администрации службы. Зачем чиновникам столько машин, не уточняется, тем более что ставить их, как оказалось, некуда.
Единого автопарка, равно как и ремонтной базы, диспетчерского пункта и вообще единой базы Центра экстренной помощи на данный момент не существует — подразделения разобщены и находятся в трех разных помещениях, разбросанных по всему Симферополю. А на имеющейся в распоряжении медиков территории автобазы, по данным Леонида Дыро, машины скорой помощи тоже «держатся исключительно на честном слове», поскольку городские власти передали предприятие на баланс, не включив в документацию ряд необходимых сведений.
Примечательно, что и эти проблемы из профильного министерства почти полгода на публику не выносились, а между тем выяснилось, что у единого республиканского предприятия нет ни собственной базы, ни средств для ее создания, ни желания должностных лиц искать пути решения этих трудностей.
Не единый центр
Объединение региональных подразделений в единую структуру экстренной медицины, как оказалось, вот уже почти полгода буксует и по другим стратегическим направлениям. В частности, создание единого диспетчерского центра на данный момент зависло на стадии экспертизы проекта. И даже если в самое ближайшее время документы пройдут горнила бюрократической процедуры, еще как минимум месяц уйдет на оформление закупки услуг по реконструкции помещения. Затем какое-то время уйдет на ремонтные работы, приобретение аппаратуры диспетчерского управления и обучение специалистов работе с этим оборудованием. В общем с централизацией экстренной помощи в Минздраве не особо торопятся.
Может быть, не в последнюю очередь и потому, что на сегодняшний день острым остается дефицит квалифицированных кадров. Укомплектованность врачами на крымских «скорых» составляет чуть более пятидесяти процентов. Чиновники от медицины клятвенно заверяют, что новый выпуск Крымского медицинского университета эту проблему закроет, однако примерно то же говорилось и в прошлом году, накануне предыдущего выпуска молодых специалистов.
Кроме того, по словам Драненко, «скорым» некуда возить пациентов — нет единой госпитальной базы. В этой связи должностные лица профильного министерства даже намерены просить у крымского парламента отдать им в распоряжение 6-ю городскую больницу Симферополя, которая отчасти выполняет функции лечебного учреждения неотложной помощи.
Примечательно, что переподчинение, по оценкам Минздрава, потребует дополнительных затрат в размере около сорока миллионов гривен, однако ни целесообразность такого решения, ни обоснованность, мягко говоря, высоких затрат, пока не разъясняется — в таких вопросах медицинское ведомство не отличается многословностью.
Впрочем, острых вопросов в работе крымской службы скорой помощи еще предостаточно. А вот с ответами, несмотря на новый закон «Об экстренной медицине», наблюдается явный дефицит. И пока проблемы находятся «на стадии решения», на каждый шестой вызов «скорая» приезжает с недопустимым в экстренных ситуациях опозданием. Юрий АНДОЧКИН
Фото happydoctor.ru
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 234 от 7 июня 2013 года
Еще статьи:
Планы минздрава — миссия выполнимаЛечиться будем обещаниямиЗдоровье будет... но лучше застраховатьсяКак убить двух зайцев одним выстреломВ Феодосии, Бахчисарае или еще где-то?