Человечество уже давно дало оценку фашизму, но в Украине День Победы считают праздником не все.
Как это было
День Победы в Великой Отечественной войне навсегда останется самым важным, светлым и трогательным праздником для бывшего советского народа, ныне проживающего уже в других государствах. И если для освобожденной от фашистов Европы этот праздник имеет политический смысл, то для нас он — самый дорогой: ну нет у нас ни одной семьи, в жизнь которой не врезалась бы та война.
Крымчане, заставшие время оккупации полуострова, многое помнят и рассказывают, но нынешние подростки вроде как и не верят в ужасы войны. Симферопольцы столкнулись с ней вплотную, когда фашисты пытались взять Севастополь, героически оборонявшийся до последнего воина. Старики вспоминают, как в Симферополе появились первые раненные моряки в окровавленных бинтах — они не успели уехать вместе с отходившими госпиталями, и их прятали местные жители на свой страх и риск. Выхаживали и даже отправляли в лес к партизанам. Но не всех — по доносам предателей (а были у нас и такие) немцы находили и увозили раненных солдат, а семьи «сочувствующих» ждал расстрел или показательное повешение на разбомбленной площади, где когда-то стоял детский театр. Трупы не разрешали снимать несколько дней.
Говорят, поначалу фашисты пытались «дружить» с мирным населением — несколько месяцев даже выдавали по карточкам хлеб детям, делая отметки в метрике «хлеб выдан». Но, почувствовав явное сопротивление народа своему «лояльному» режиму, миндальничать перестали, осознавая, что советские дети — тоже их враги: немало подростков служили Родине в подполье и партизанских отрядах.
Люди пытались выжить: наиболее отчаянные воровали хлеб у румын, которые без всяких колебаний стреляли по детям, что по воробьям. Солдатки, оказавшиеся в оккупации, доставали так называемый аусвайс — пропуск, который давал возможность проходить через немецкие посты из города в деревню, чтобы обменять у зажиточных крестьян хоть что-то на еду. Любую, чтобы не пухли от голода дети. Бывало, уходили и больше не возвращались, нарвавшись на немцев или мародеров, которых «аусвайс» не впечатлял, и они расстреливали менял, отбирая нехитрую добычу. А из городов немцы повально «набирали» молодежь для работы в «счастливой Германии» — угоняли людей прямо с улицы, не рассчитывая на «добровольность», а вот назад после победы вернулись немногие. Старики уверяют, что больше всего выживших «гастарбайтеров» осело в лояльной Бельгии. И они, в полной мере познав ужасы нацистской Германии, чтут День Победы как самый святой праздник — благодаря ему они остались живы.
Их народ — не победитель
Впрочем, не для всех война закончилась 9 мая — на Западной Украине до 1953 года скрывающиеся в лесах украинцы — остатки эсесовской дивизии «Галичина» и местные полицаи — продолжали сопротивление. Они воевали против Советской армии, против местных жителей, которых подозревали в сочувствии к советской власти, — расстреливали, резали и сжигали заживо учителей, врачей и вообще интеллигенцию. Совсем по-гитлеровски, ибо самонадеянный фюрер еще в начале войны заявлял, что в первую очередь для победы над Советами следует уничтожить интеллигенцию: «Новые государства должны быть... без собственной интеллигенции. Не следует допускать, чтобы образовалась новая интеллигенция». А вот «лесные братья» и их потомки по сей день называют зверства УНА-УНСО национально-освободительной войной.
Поэтому ничего удивительного (кроме откровенной подлости) нет в решении Львовского горсовета (а за ним и Ивано-Франковского) — они объявили наш День Победы днем своей скорби. Надо полагать, скорбят националисты по несбывшимся надеждам на победу фашистов в Великой Отечественной войне. Но, как показала история, фашизм у нас не пройдет. Ванда ЯЗВИЦКАЯ
Фото blog.i.ua
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 230 от 10 мая 2013 года
Еще статьи:
В Керчи прошел праздничный парад по случаю 65-летия Великой Победы (ФОТО)В Джанкое около 5 тыс. человек приняли участие в мероприятиях по случаю Дня ...Улица имени... фрицев?Факельное шествие в Керчи: Победа для всех!Награды к Дню Победы