Превратить Западное побережье Крыма в новую Анталию пообещал министр инфраструктуры Украины Борис Колесников. По крайней мере, эти грандиозные задачи поставило правительство Виктора Януковича. О «розовых замках»: отелях международного уровня, развлекательных центрах, развитой инфраструктуре уверенно говорится на выездных заседаниях и встречах с журналистами. Насколько реальна перспектива этих сказочных замыслов, журналист «КТ» и пытался разобраться.
От «все включено» до анимации
К 2015 г. на побережье от Севастополя до Черноморского планируется создать курорт международного уровня, по крайней мере, широко развернуть его строительство. Правительство замахнулось не только на гостиничный бизнес, но и на создание водоопресняющего завода, строительство пассажирского терминала в аэропорту Бельбек и даже нового аэровокзала в Евпатории.
Место для реализации проекта выбрано не случайно: в этом районе пустуют тысячи гектаров курортно привлекательной неосвоенной земли. Но главное, Западное побережье богато территориями, принадлежащими Министерству обороны Украины, то есть они сохранны, их будет «легко передавать на аукционные торги для развития туристического бизнеса», — уверенно заявил Колесников, осматривая инвестиционные площадки западной части полуострова.
Борис Колесников, министр инфраструктуры Украины:
«Мы внимательно изучили Южное побережье, земля там растаскана, проблемно создавать крупные проекты. Здесь, на Западном побережье мы хотим создать проект, если проводить аналогию, то это ближе к Анталии. Проект на сто отелей, на несколько тысяч гектаров, с развлекательной зоной, международным аэропортом. Мы учли все особенности Анталии: от «все включено» до анимационных представлений по вечерам».
Слушаешь правительственные обещания, и не верится, неужели крымчан ждет новая европейская жизнь, ухоженные пляжи, чистое море и зеленые насаждения вдоль дорог?!.. Пока эта вера в одночасье разрушается созерцанием замусоренных пустырей и заброшенных еще со времен развала СССР недостроев. Министр напомнил, что в прошлый курортный сезон Крым посетили 6 млн. туристов, а задача нового проекта — за 10 лет увеличить это число до 20 млн. Правда, все эти планы не сдвинутся с места раньше, чем через полтора года. «До окончания чемпионата Европы, до 1 августа 2012 г. мы не можем вести мощные инфраструктурные проекты, пока не выполним все обязательства», — сказал министр.
Налоговые «преференции»
Инвесторам правительство Украины решило пойти на серьезные уступки. В Налоговом кодексе продуманы и зафиксированы новые льготы: на 10 лет освободить все новые, а также действующие отели от уплаты налога на прибыль, а на пять лет избавить от налога малых предпринимателей. Это, по мнению Колесникова, позволит стремительно развивать курортную отрасль в Крыму. Кроме того, тем, кто возьмет под бизнес банковские кредиты, правительство обещает помочь в их погашении, взяв на себя выплату 4% - 5% годовых.
Согласитесь, условия для создания рекреационного бизнеса довольно привлекательные, дело остается за малым – привлечь инвестора. Вопрос: как?
Пока единственным верящим в Крым партнером остается Россия. На этот раз в ее спонсорские планы вошло строительство под Евпаторией, в с. Суворовском гоночного комплекса «Crimea Grand Prix Circuit».
Formula-1 в Крыму
Проект «Crimea GPt» по техническим характеристикам превосходит европейские трассы. Проектировал трек известный немецкий проектировщик Герман Тильке, являющийся монополистом в области гоночных комплексов. Крымский проект заимствует опыт строительства международных гоночных треков в Малайзии, Бразилии, Испании, Франции, Португалии, Бахрейне, Китае и Японии.
Анатолий Кучмин, российский гонщик, учредитель компании-инвестора ООО «СтепРейсинг ТИМ»:
«У нас самая длинная прямая в Европе. Трек соответствует всем требованиям FIM и FIA, международным федерациям автоспорта и мотоспорта. Подобный проект осуществляется в России, под Москвой, но он отстает от нашего по срокам и величине. Длина трассы у нас почти на километр больше и составляет 4857 м, в которую входят: шесть правых поворотов и шесть левых, расположенных по направлению движения часовой стрелки. Ширина трассы — 13 м».
Воодушевленные рассказы создателя трека, надо сказать, впечатлили присутствующих журналистов. В воздухе были слышны горячие обсуждения этого спортивного проекта и гордые комментарии, мол, это суперидея: «Crimea GP» станет 19-м в мировом списке треков, предназначенных для международных гоночных мероприятий: MotoGP, Formula 3, WTCC и тестов Formula 1.
Надо сказать, компания-учредитель серьезно настроена довести начатое дело до конца и встречать на своем детище десятки участников и сотни болельщиков. Презентация проекта первый раз проходила в августе 2010 г., журналистам и представителям правительства лишь рассказывали о планах, показывали местность. Сегодня на заданном участке выстроен фасад, так сказать, ворота трека, выровнена площадка, поставлены фундамент и бетонный каркас трибун.
Но самое важное, возле трека учредители планируют построить специальный асфальтный завод, который будет производить асфальт европейского качества из отборного щебня, специально для закатывания гоночных трасс.
Похоже, Крыму повезло. Карта выбора места для строительства трека включала как Украину, так и Россию. Учитывались все требования для объектов подобного уровня: это и удаленность от аэропорта, и климатические условия. Но все же выбор учредителей пал на крымскую землю.
Кроме первоклас-сной гоночной трассы, учредители запланировали строительство гостиницы, трибун на 142000 посадочных мест, центра продажи авто- и мототехники, и даже трех вертолетных площадок. Сдача первой очереди объекта состоится уже летом 2011 г., а окончание строительства запланировано на май 2012 г.
Стоимость крымского трека — баснословная. Кучмин долго не хотел об этом говорить, но после пытливых расспросов журналистов намекнул, что строительство гоночного комплекса обойдется примерно в 330 - 350 млн. долларов.
Заезд в одни ворота
Но министр инфраструктуры Борис Колесников, осмотревший вместе с главой крымского правительства Василием Джарты будущий гоночный комплекс, скептически отнесся к проекту. Его реакции не ожидали не только хозяин трека, но и присутствующие.
Борис Колесников, министр инфраструктуры Украины:
«Гоночный спорт не особо популярен в Украине, вряд ли он будет пользоваться большим «спросом». Может быть, его стоит развивать, чтобы продлить курортный сезон. Вы сначала постройте, а потом будем разговаривать».
Министра просили проложить новую дорогу от Евпатории до с. Суворовского и заняться договорами о проведении чемпионатов, так как соглашения подобного масштаба заключаются исключительно на уровне правительств. Однако Колесников идеей не воодушевился. Почему — остается загадкой. Ему, наверное, виднее.
Вера НАДЕЖДИНА "Крымский ТелеграфЪ"
фото А.Худолей
материал опубликован в "КТ" № 128 от 22 апреля 2011 года