Что будет с ценами на товары народного потребления, каков реальный курс гривны, и что нужно делать чиновникам для сокращения темпов инфляции?
На эти вопросы ответила заведующая кафедрой «Финансы и кредит» ТНУ им. В. И. Вернадского Светлана Климчук
— Будучи премьером, Юлия Тимошенко говорила, что Украина достигла дна, хотя сейчас кризис ощущается больше. Можно ли сказать, что тогда инфляция искусственно сдерживалась ради политического пиара, а сейчас она показала свое истинное лицо?
— Скажем так, действия правительства по удержанию цен привели к возникновению так называемой скрытой инфляции, которая составляет порядка 50%. Это видно по стоимости услуг и по уровню доходов.
— Что такое скрытая инфляция?
— Когда выпуск продукции не обеспечивается возможностями потребления. Возникает несоответствие выпуска и потребления. Другими словами, товарный дефицит. Продукты практически не выпускаются, а потребление растет. Его можно преодолеть дополнительным выпуском ценных бумаг, дополнительной эмиссией денежных средств, но пока такие шаги не делаются. Поскольку пока выгоднее иметь скрытую инфляцию.
— Что же можно сделать, чтобы прекратился рост цен?
— Понимаете, в том положении, в котором находится Украина, едиственное, что остается делать, — это продолжать проводить такую жесткую ценовую политику. Но между тем, активизировать (?) производство, чтобы Крым, в частности, рассматривался не только как рекреационный регион, но и как производственный. Если бы государство проводило активную инвестиционную политику, мы, возможно, смогли бы уменьшить соотношение скрытой инфляции.
— А курс гривны сдерживается? Есть ли опасность, что он изменится не в лучшую сторону?
— Валютный курс зависит от экспортного потенциала, это показатель, который выливается в платежный баланс страны. В настоящий момент наш экспортный потенциал невысок. Мы продаем за границу качественное сырье, а сами получаем взамен низкокачественную продукцию. За счет такого неэффективного экспортного потенциала курс гривны искусственно сдерживается. Лично я не проводила исследования, каков реальный курс гривны. Но по мнению многих аналитиков, один доллар стоит 10 гривен.
— Цены растут быстрее, чем зарплаты. Неужели коммерческие предприятия, которые не страдают от скачка цен, не могут увеличивать зарплаты сотрудникам?
— Средний уровень зарплаты в Украине — 2500 гривен, и лишь 10% предприятий выплачивают свыше трех, четырех тысяч. Да, это мало. Но сложно судить, могут или не могут. Ведь это зависит от многих факторов. И потом, на многих предприятиях отношения между работником и работодателем просто ушли в тень. Основные зарплаты стали выдавать в конвертах, чтобы сократить отчисления в счет единого взноса, то есть уменьшить налоговое бремя. Что касается бюджетных предприятий, конечно, стало очень сложно стимулировать работников, которые добросовестно выполняют свои обязанности. Поскольку финансирование идет из бюджета, а бюджет дефицитный, единственный выход, наверное, — предоставлять какие-то путевки.
— Вы говорили о том, что начался период мощного реформирования. Можно ли сказать, что Украина вышла на путь преодоления кризиса?
— Пока все действия правительства направлены на то, чтобы улучшить ситуацию за счет обычных потребителей. Но, к сожалению, мощный производственный потенциал пока не задействован. Ведь Украина всегда славилась своими мощностями, а рекреация рассматривалась как вспомогательный сектор экономики. Судя по тому, что страну захлестнула череда реформ, то действительно можно сказать, что Украина вышла на такой путь. Налоговый кодекс принят, пускай с недостатками, но принят. Рассматривается новый Таможенный кодекс. Что-то делается.
— Что будет, если правительство продолжит работу в том же духе?
— Кризис мы преодолеем.
— Как скоро?
— Потребуется еще лет пять. Мы же зависим в целом от финансовой системы нашей страны и даже больше — от мировой системы. Пока что подъема не наблюдается — ни в мире, ни в Украине. Так что крымчанам предстоит пережить еще один скачок цен. Что касается частных предприятий, то если они возьмут за основу грамотную политику, то от скачка цен получат определенную отдачу.
— Что вы посоветуете нашим чиновникам, чтобы дно кризиса побыстрее затянулось?
— Проводить активную инвестиционную политику. Инвестировать в аграрный сектор, который сейчас находится в упадочном состоянии, особенно животноводство. Возрождать судостроение в таких городах, как, например, Керчь. Ведь раньше там была свободная экономическая зона «Порт Крым». Делались определенные шаги, выделялись средства. Но сейчас, к сожалению, эта свободная экономическая зона заморожена. Она не действует. Обидно будет, если мы потеряем такой мощный экономический центр. В Симферополе, кстати, тоже много производственных единиц — «Фиолент», «Фотон». В свое время они обеспечивали хороший приток инвестиций.
— Но на все это нужны серьезные деньги. Где их брать? В кредит?
— Кредиты сейчас сложно брать, очень большие проценты. Когда приходит время отдавать, предприятия оказываются не в состоянии расплатиться по долгам. Здесь необходима поддержка государства.
— А где государству брать эти деньги? Ведь внешний долг и так перевалил за 100 миллиардов?
— Да, в наследство новому правительству действительно достался дефицитный бюджет. Но сэкономить все равно можно, выделяя меньше средств на другие, не самые проблемные сферы. Например, на уборку перечислили 83 миллиона. Думаю, часть этих денег вполне можно было бы направить на инвестирование производства.
Денис СИМОНЕНКО "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"
материал опубликован в "КТ" № 128 от 22 апреля 2011 года