Пока одни думают, нужны ли в автобусах и троллейбусах GPS-навигаторы, другие их по-тихому устанавливают.
Победитель уже есть?
Как ни пытались перевозчики откреститься от системы GPS, а ее уже, оказывается, запустили несколько месяцев назад.
Виталий Нахлупин, председатель постоянной комиссии ВС АРК по бюджетной, экономической и инвестиционной политике:
«Система тестируется уже на протяжении пяти-шести месяцев. То есть все это работает в тестовом режиме. То, что передали в тестовом режиме тестировать, — результат наших переговоров с одним из подрядчиков, который будет эту систему внедрять».
Учитывая, что официально еще не проведен тендер и не выбран победитель, который займет крымскую нишу GPS, странно утверждать, что уже есть подрядчик, который будет систему внедрять. Лишь тот, кто победит в честном конкурсе (если таковой у нас возможен), и должен внедрять систему на крымском общественном транспорте. А здесь явно опережаются события. Хотя, зная, как проводятся подобные конкурсы, можно предположить, что предприятие, бесплатно предоставившее свою систему для тестирования, автоматически становится победителем конкурса еще до его начала. Это напоминает вступительные экзамены в вуз. Во всяком случае, так было раньше: оплатил подготовительные курсы — считай, поступил.
Как нам стало известно, навигаторы для тестирования предоставлены фирмой «Коммунар». Откуда пришло к нам это предприятие, сами перевозчики путаются в показаниях — то ли из Харькова, то ли из Киева. А вот чиновники и депутаты, курирующие транспортную отрасль, скрывают не только происхождение фирмы, но и ее название. А почему? Стоит здесь напомнить, что «Коммунар» вроде как лоббировал первый заместитель главы Рескомтранса Иван Ванханен, стараясь для своих «гостоварищей» (об этом мы писали в материале «Навязчивая идея GPS» в № 192 от 3 августа 2012 года). И вот пожалуйста, это предприятие тихим сапом начинает подминать под себя перевозчиков.
Примечательно также то, что GPS-системы поначалу собирались внедрять только после создания единого диспетчерского центра, но решение о таковом до сих пор не принято. Еще в августе Совет министров Крыма дал добро на создание такого центра, однако в крымском парламенте за него еще не проголосовали. А ведь именно работники новосозданного предприятия и должны следить за пассажирским транспортом при помощи GPS-системы — и раз нет центра, то к чему все остальное?.. Выходит, те, кто заварил всю эту кашу, решили действовать не мытьем, так катаньем — сначала потихоньку комплексно GPS-навигаторы установить, а потом показывать, как с ними хорошо.
Не расслабиться...
Вроде как «добровольное согласие» на установку системы GPS дали два симферопольских предприятия — ООО «СимСитиТранс» и КРПП «Крымтроллейбус», где она сейчас и опробуется.
В ООО «СимСитиТранс» гендиректор Эдем Ислямов рассказал газете «Крымский ТелеграфЪ», что иметь такую систему очень хорошо и удобно, вот только как предприятие ее сможет оплатить — он не знает.
Эдем Ислямов:
«У нас на полмиллиона получится (GPS-навигаторов. — Ред.), еще диспетчерский пункт необходимо создать, штат набрать, естественно, нужно абонплату вводить, потом технику ремонтировать надо будет...»
Хочется акцентировать внимание, что на полмиллиона гривен GPS-навигаторов накупит только одно предприятие. А если сложить всех перевозчиков, выходит кому-то сумасшедший доход. Вероятно, не впустую чиновники лоббируют этот проект — кто-то явно хочет набить свой карман за счет перевозчиков, которые, подчеркиваем, не согласны с этой системой.
Впрочем, в КРПП «Крымтроллейбус» спокойнее относятся к новшествам, ведь, по словам гендиректора Валерия Заикина, предприятие дотационное и, кроме как на бюджет, ему свои расходы и перекладывать не на кого.
Признаться, нас заинтересовал вопрос: зачем нужны навигаторы на троллейбусах, которые со своего прямого маршрута, в отличие от автобусов, сойти не могут — «рога» не позволят.
Одним из главных плюсов этой системы, по словам руководителя Крымтроллейбуса, является то, что теперь на предприятии смогут жестко контролировать своих работников: покинул на остановке место водителя, чтобы сбегать в магазин или банкомат, — тут же система выдаст. Так что водителям теперь нельзя расслабиться ни на минуту, даже по нужде сходить проблематично. Выходит, ради тотального контроля и понадобилось вводить недешевую систему GPS. А ведь, к слову, троллейбусный парк изношен на 55% — около 100 единиц техники не мешало бы заменить. Не лучше ли на это направить финансовые потоки? Но от этого ничей карман не набьется, а станет лучше только народу. На это некоторые чиновники пойти не могут.
P. S. По информации частных перевозчиков, буквально на днях им пришло письмо, подписанное Иваном Ванханеном, с требованием подтвердить прописанные ранее в договорах условия (п. 4.1.2) — обязательная установка GPS-систем до конца этого года. Сейчас перевозчики готовят отдельное заседание с последующими протестными акциями.
Антон ПАВЛОВ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 212 от 21 декабря 2012 год
Еще статьи:
Навязчивая идея GPSОткрыто, прозрачно или коррупционно опасно?Любой маршрут за $10 тысячПеревозчики страшатся роковых автобусовДорожный патруль