Новости Крыма

Уроки «Каддафи»: кто, зачем и что дальше?

09.04.2011, 13:03 Просмотров: 648
Уроки «Каддафи»: кто, зачем и что дальше?
Как аукнутся кровавые разборки в Северной Африке, кто развязал войну и когда через Украину хлынут потоки мигрантов?

Доктор политических наук профессор Сергей Юрченко рассказал «Крымскому Телеграфу» о вероятных последствиях Африканской войны.
– Есть мнение, что гражданскую войну в Ливии развязали американские спецслужбы, а ее причина – банальная борьба за природные ресурсы. По вашему мнению, это действительно так?
– Лично у меня нет достоверной информации о том, что это организовали американские спецслужбы. Но несомненно, что с начала 90-х годов, с периода разрушения Советского Союза, американская внешнеполитическая стратегия начала резко меняться. Менялось глобальное мировое устройство. Правящая элита США рассуждала категориями империи. Особенно это стало заметно после 11 сентября 2001 года (разрушение террористами торгового центра в Нью-Йорке – прим. Авт.). После этого началось районирование мира на крупные стратегические единицы, в отношении которых США могли бы осуществлять свою политику. И первой такой единицей был Большой Ближний Восток. На территории, начиная от Марокко и заканчивая Пакистаном, а также начиная от Каспия и заканчивая островом Маврикий в Индийском океане, должны были произойти изменения. По сути дела изменения в лоне исламской цивилизации. В таком векторе американской внешней политики я склонен видеть и причины событий, которые с 2010 года происходят в Северной Африке и на Ближнем Востоке. И, безусловно, изменения, которые происходят в Тунисе, Египте, Ливии и Сирии, осуществляются в интересах Соединенных Штатов Америки. И причина здесь в том, что Валентин Пикуль называл «жирная, грязная и продажная», имея в виду нефть.
– Почему в Египте, Тунисе и Ливии революции вспыхнули почти одновременно и практически по одному сценарию? Был ли там на самом деле внутренний конфликт у населения с правящей элитой?
– Жесткие режимы – Каддафи, например, или Мубарака, которые находились у власти десятилетиями, хотя и обеспечивали достаточно высокий жизненный уровень населения, вызывали естественную усталость. И есть специальные технологии свержения таких режимов. Пользуясь тем фактором, что по отношению к действующей власти всегда присутствуют негативные настроения, выделяется группа недовольных людей, которой оказывается внешняя поддержка. Незыблемость Вестфальской системы, которая обеспечивала полную власть государства на своей территории и над своим населением, сейчас пошатнулась. Это дает повод сильным и решительным государствам по-своему трактовать международное право и изменять внутриполитические режимы в суверенных государствах. По крайней мере, пытаться это сделать.
– Кстати, о технологиях. Западные СМИ обвиняют лидеров стран Африки в жестокости и несправедливости по отношению к своим гражданам, в упор не замечая убитых томагавками женщин и детей. Как вы оцениваете такую информацию?
– Я полагаю, что это лукавая оценка. Нужно называть вещи своими именами. Мы видим агрессию государств, объединенных определенными ценностями, в отношении суверенного государства.
– Каковы интересы в этом конфликте Великобритании и Франции?
– Когда мы говорим об интересах, нам необходимо представлять общую структуру международных отношений. С моей точки зрения, она носит пирамидальный характер, на вершине этой пирамиды находятся США, единственная на сегодня сверхдержава. На ступени ниже находятся страны, которые являются союзниками США, в первую очередь по НАТО, или связанные двусторонними договорами. Еще ниже находятся страны, которые признают правила игры, устанавливаемые американцами. Это большинство стран мира, в том числе и Россия. И в самом низу этой пирамиды находится небольшая группа стран, которые не признают правила игры, – это Северная Корея, Куба, Венесуэла, те же Ливия и Сирия. Если говорить о позиции Великобритании, тут ситуация проста и понятна. Эта страна связана с США особыми отношениями. Еще Черчилль стоял у истоков англо-американского союза. Мы можем отметить большую заинтересованность и Франции в энергоресурсах. 20% нефти, потребляемой во Франции, идет именно из Ливии. Поэтому неудивительно, что Франция выступала одним из лидеров этой коалиции. Мы видим попытку США сплотить евро-атлантическое сообщество в этой борьбе за ресурсы, в борьбе, которая нужна главным образом Европе. Ведь абсолютно понятно, что страны Магриба – не самый главный источник нефти, которой питается американская экономика, потребляющая более одного миллиарда тонн черного золота в год. Для США это совсем другие страны – Мексика, Венесуэла, Канада, некоторые месторождения в самих Штатах. Здесь идет сплочение на основе единого доступа к сырью. А включая европейские страны в этот союз против арабского мира, США укрепляют давшее трещину в 2000-е годы евро-американское единство. И таким образом США поддерживают эту пирамиду, в которой они находятся на вершине.
– Обычно, когда конфликт в нефтедобывающих странах утихает, цена на черное золото падает. Сейчас должно произойти то же самое?
– Исходя из законов рыночной экономики, если существует возможность производства значительного количества продукта, то цена на него стабилизируется на каком-то уровне. Если сокращается возможность этого производства, цена растет. Поэтому ваша логика, связанная с тем, что снижение конфликтного потенциала будет благотворно сказываться на стоимости нефти, верная. Поддержание определенного конфликтного уровня, безусловно, влияет на ценовую политику.
– Некоторые ученые заявляют, что запасов нефти не хватит и на 50 лет. Это так?
– Ситуация с запасами энергоресурсов общеизвестна. Мало. Не хватит. По крайней мере, при таком развитии экономик, как сегодня. Нефти потребляется в мире порядка трех миллиардов тонн в год, из них один миллиард потребляют только США. Нефть пока ничем нельзя заменить, несмотря на развитие ядерной энергетики, альтернативных видов энергии и так далее. Ведь это целая цепочка, которая существует в жизни социума, связанная с этим энергоресурсом, начиная от асфальта, производства лаков, красок, различных синтетических материалов и т.д. Именно поэтому ведется такая ожесточенная борьба за энергоресурсы. Логика заключается в том, чтобы взять под контроль – и в этом стратегия США – основные ресурсные территории и сократить число тех, кто ее, т. е. нефть потребляет.
– Сократить каким образом? Уменьшением количества населения планеты?
– Если мы посмотрим на демографическую динамику, то количество населения в России и Украине быстро сокращается. Массмедиа в начале 1990-х годов сообщали, что нас 52 миллиона, а сейчас сколько? Реально, с учетом миграции, в стране, вероятно, 40-41 миллион населения. А куда люди-то делись? Сократить число потребителей можно очень просто, создав невыносимые условия для экономики. Посмотрите, сколько было производственных предприятий 20 лет назад, которые питались энергоресурсами, и сколько осталось сейчас. Исключение или сокращение потребляемой нефти всеми остальными странами является для США и Евросоюза одной из главных задач для того, чтобы выиграть время для глобальной перестройки.
– Какую позицию в этом вопросе должна занимать Украина?
– Нашей стране сейчас необходимо воздержаться от каких-либо активных, масштабных внешнеполитических действий. Взять, я бы сказал, внешнеполитическую паузу. Для нас нет необходимости в резких заявлениях в отношении поддержки действий коалиции. Мы ведь понимаем, что за этим скрывается. Проблема установления контроля, марионеточного режима на территории, на которой находится примерно 5% мирового нефтяного запаса. И от которой зависит благополучие той же Франции и других европейских государств. А это канал воздействия и на другие регионы. Ведь когда мы говорим о Ближнем Востоке, речь идет и о том, что если там не будет американцев, там будут представители восточноазиатских сил. А это затрагивает и интересы Украины. Ведь парт-неры Украины находятся не только на Западе, но и на Востоке, в азиатских странах. Но Украина может в чем-то и выиграть, в качестве сиюминутных интересов. Например, как транзитное государство, через которое будут прокачивать больше нефти.
– Как, на ваш взгляд, будут дальше развиваться события в мире, в каких странах может повториться «ливийский» сценарий?
– В первую очередь это будет касаться тех стран, где максимальные запасы нефти. Среди них – Саудовская Аравия, которая дала понять однажды, что американские военные – не самые желанные гости на ее территории. Уже заметны попытки американцев изменить ситуацию в Саудовской Аравии. Привести новые силы, которые в любом случае будут ориентироваться на тех, кто их привел. Потом, возможно, будет рассматриваться вопрос об изменении ситуации в Иране. Иран еще в 2005 году заключил соглашение с Китаем и Индией по нефти и газу. И Соединенным Штатам надо реагировать на эти вещи. Так в истории сложилось, что приблизительно 70% нефти находится под этими плоскогорьями от Персидского залива к Каспию. И вот здесь будет развиваться основная геополитика в ближайшие 50 лет, а может быть, и далее. Значит, конфликт может затронуть и Черноморский регион. Вполне вероятно, что вскоре мы можем ощутить последствия войн в странах Ближнего Востока. Я имею в виду, например, потоки незаконных мигрантов, которые мы уже видим в Италии и Франции.
Денис СИМОНЕНКО "Крымский ТелеграфЪ"
коллаж В.Кучеров
материал опубликован в "КТ" № 126 от 8 апреля 2011 года
Раздел:
Календарь
< Март Апрель, 2024 Май 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
293031