Перевозчиков снова «раздевают»
Кто из известных чиновников и депутатов заинтересован в том, чтобы перевозчики установили на свои машины GPS-навигаторы, и какую выгоду они смогут иметь, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Идейный вдохновитель
Осталось менее полугода до того момента, как перевозчики, все поголовно, должны будут установить в салонах своих автобусов GPS-навигаторы. Помните, еще весной в правительстве Крыма заявили о необходимости установить на автобусы GPS-навигаторы. И сделать это предстоит до 2013 года.
Впервые услышав заявление о внедрении навигационной системы, крымские перевозчики этому не только не обрадовались, но и открыто возмутились. Они заявили, что подобными техническими вопросами не должны заниматься совминовские чиновники — каждый владелец транспортного средства вправе сам решить, нужны ему новаторские «игрушки» или нет. По словам перевозчиков, стоит в первую очередь заняться тарифами, которые уже давно вышли из разряда экономически обоснованных, а также наконец решить проблему с льготниками — не могут же транспортники постоянно возить их себе в убыток.
Но вернемся к GPS-навигаторам. Как рассказал газете «Крымский ТелеграфЪ» один из перевозчиков, назовем его Александром, от установки такой системы выиграют прежде всего чиновники. А впрочем, не только они. По словам Александра, в марте на предприятии «Крымтроллейбус» перед широкой аудиторией перевозчиков разного калибра прошла громкая презентация GPS-навигаторов производителя — ГНПП «Объединение «Коммунар». Эту харьковскую фирму, рассказывает Александр, навязчиво лоббировал первый заместитель председателя Республиканского комитета по транспорту и связи Иван Ванханен. Кстати, с августа 2010-го по май 2011 года Ванханен руководил работой «Крымтроллейбуса», так что место презентации системы GPS стало отнюдь не случайным. Вот только прямое отношение к «Коммунару» он имеет сомнительное. Говорят, Ванханен лоббирует интересы определенных лиц.
Как вспоминает Александр, презентация проходила на довольно низком уровне: подготовка была нулевой, а вот «навязчивость» выбора, уверен он, была очевидна.
Александр, перевозчик:
«Когда мы начали задавать вопросы, ни одного внятного ответа не получили. Цену даже толком не сказали».
Позже перевозчики все же узнали о цене предлагаемых GPS, она оказалась значительно выше, чем в других областях Украины.
Влезть в кабалу несложно, а вылезти не получится
Почему же перевозчики не желают устанавливать на свои машины GPS? Оказалось, дело, как всегда, в финансах. Мало того что придется отдать кровные за приобретение и установку самой системы (а это, по самым скромным подсчетам, 700–1000 грн на одну машину), так еще перевозчики будут повязаны по рукам и ногам абонентскими взносами. Вслед за установкой GPS будет создаваться единый диспетчерский пункт Крыма (скорее всего, в Симферополе). Взносы пойдут на содержание этого пункта, где благодаря GPS-навигаторам на табло будут «высвечиваться» перевозчики. Чем больше предприятие и больше у него автопарк, тем, соответственно, больше сумма обязательных взносов. Среднему предприятию нужно будет отрывать каждый месяц от бюджета около 20 тысяч гривен! Кому нужны такие постоянные расходы?! А если добавить к ним еще льготников, за которых компенсация приходит с жутким скрипом, да и то не в полном объеме, возникает вопрос: а стоит ли работать?
Павел, перевозчик:
«Все перевозчики будут завязаны на диспетчерском пункте, и туда будут стекать все деньги. Это немыслимо! У нас в Крыму 180 субъектов, которые занимаются перевозками, и каждый субъект, как пчела, будет появляться на экране у диспетчера. Это же надо определить по цветам, где кто, подвижного состава сколько...»
Да, чтобы не просто каждого перевозчика, а еще все его автобусы обозначить отдельным цветом, имеющейся цветовой гаммой не обойтись. О самом содержании базы вообще лучше умолчать — туда будет поступать (по нашим подсчетам, 180 перевозчиков умножить в среднем на 10–15 тысяч гривен в месяц) более двух миллионов гривен каждый месяц! Интересно, кто будет следить за рациональным использованием денег?
У автобусов все те же...
В вопросе с GPS-навигаторами, рассказывают перевозчики, мы идем по пути России. Только соседняя страна поступила разумнее: там подобную навигацию и ее обслуживание на государственных предприятиях, рассказывают перевозчики, делают областные управления за свой счет. У частников вся контролирующая база находится исключительно на предприятии, чтобы работодатель мог сам контролировать работу подчиненных. А у нас — всех под одну гребенку: всех загонят под одну крышу, независимо от формы собственности.
Чья будет «крыша» — неизвестно, но, возможно, там будут фигурировать все те же «заинтересованные»... Как рассказали нам в Республиканском комитете по транспорту и связи, именно Иван Ванханен и занимается GPS-навигацией — это его поле деятельности. За одним чиновником сразу всплывают и остальные — те, о которых мы писали в № 185 «Любой маршрут за $10 тысяч». В комитете откровенно признались, что многие перевозчики не хотят новой головной боли — GPS.
Маргоша ЗУБОВА
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 192 от 3 августа 2012 год
Еще статьи:
Открыто, прозрачно или коррупционно опасно?Перевозчики страшатся роковых автобусовЛюбой маршрут за $10 тысячБилеты на автобусы приравняют к авиабилетамДепутатское дело раскрыто?