Пятого июня в Верховной Раде Украины таки состоялось рассмотрение законопроекта «Об основах языковой политики», вызвавшего рьяное сопротивление воинствующей оппозиции. Впрочем, несмотря на всю свою «воинственность», оппозиционерам не удалось сорвать голосование — и документ о региональных языках был принят за основу: решение поддержали 234 депутата.
Правда, праздновать победу пока еще рано: согласно процедуре, закон теперь необходимо будет принять в первом, втором чтениях и в целом, а этот процесс вполне может растянуться на несколько недель или даже месяцев. Будет ли законопроект принят до парламентских выборов, неизвестно — никто не берется прогнозировать дату очередного рассмотрения языкового законопроекта. В течение последующих двух недель депутаты смогут подавать свои предложения и поправки к нему. В случае принятия законопроекта Кивалова-Колесниченко русский язык станет региональным в 13 административно-территориальных единицах Украины из 27 существующих.
Впрочем, оппозиция пообещала, что не допустит принятия этого языкового закона — якобы ущемляются позиции государственного украинского и ставится под вопрос само его существование. И с чего бы это?
Конечно, все мы люди разные — одному нравится ходить на заседание парламента Украины в прадедушкиной вышиванке, а другой предпочитает надеть приличный костюм. Наконец, кто-то пишет правой рукой, а кто-то — левой. А вы можете представить, чтобы леворукие требовали запретить писать правой рукой? Или, например, брюнеты потребовали бы перекрасить всех рыжих или блондинов? И все это закрепить законодательно, чтобы праворуким и рыжим жизнь медом не казалась.
Каким образом русскоговорящее «нацменьшинство» угрожает существованию государственного языка, определить невозможно, да и стоит ли? Сколько разноязычных завоевателей в разные годы тиранили Русь, искореняли самих носителей языка, а язык выжил и только обогатился, в том числе и за счет лексики бывших уже врагов. Так чего же боятся носители «мовы», если у них и врагов-то в государстве нет, за исключением придуманных самими?
Мало того, никто не ставит вопрос о введении русского языка в качестве второго государственного — для более удобного и комфортного проживания «нацменьшинств» (не таких уж, впрочем, и меньшинств) языкам присваивается статус региональных. То есть там, где на русском по сей день думают, общаются, переписываются. Теперь это можно просто узаконить, чтобы старуха не рылась слепыми глазами в словаре, пытаясь прочитать аннотацию к лекарству, и чтобы профессиональный адвокат не дай бог не допустил ошибки в составлении юридической документации, неправильно переведя важный термин.
В конце концов, Основной Закон страны, Конституция, гласит: «Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам» (статья 24, если кто забыл).
Продолжим: «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины». Получается, что до сих пор государство не выполняло положение статьи 10 Конституции Украины. Следовательно, принятие закона «Об основах языковой политики» назрело и даже стало необходимостью, что бы там ни говорила
(а чаще кричала) оппозиция. А если для них наша Конституция не указ, это уже попахивает государственной изменой и Уголовным кодексом.
Ядвига БОЛТОВСКАЯ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 184 от 8 июня 2012 год
Еще статьи:
А за русский — получишь!Русский язык — родной или для меньшинства?Любить по-русскиГоворим по-русскиРотация кадров и коровы Кужель