За что так не любит русскоязычных объединенная и «разъединенная» оппозиция
«Великий и могучий» русский язык теперь полит депутатской кровью — по-чти десять минут дрались депутаты от оппозиции со сторонниками принятия «новой-старой» доктрины о региональном русском. Во время выступления нардепов — сторонников нового статуса русского языка несколько депутатов-оппозиционеров прорвались в президиум, где с помощью кулаков в «прикладном порядке» попытались укрепить пошатнувшиеся, по их мнению, позиции государственного украинского. Рассмотрение законопроекта так и не было закончено.
Так «борьба» или драка?
После «языкового» побоища некоторых депутатов даже «обслужила» «скорая помощь». За что же не щадя живота своего дрались оппозиционеры, якобы защищающие государственный статус украинского языка, на который, по сути, никто и не посягал? Авторы законопроекта, депутаты фракции Партии регионов Вадим Колесниченко и Сергей Кивалов утверждали, что документ не представляет угрозы украинскому языку как государственному — проект предусматривает, что местные органы государственной власти будут использовать региональные языки в своей работе в случае, если на определенной территории проживает минимум 10% носителей определенного языка.
В Крыму как нигде видны проблемы, с которыми сталкивается большинство русскоязычных граждан (таких у нас более 80%): мы ограничены в своих правах, поскольку языком судопроизводства и различных юридических обращений (в том числе и по закону «Об обращениях граждан») является украинский. А, например, обращения в Европейский суд, как писал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ», принимаются на любом языке. Несомненно, южные и восточные регионы нынешней Украины, где преобладает русскоязычие, исторически формировались в условиях влияния русской культуры и языка. Да и мировая практика показывает, что наличие официального статуса у двух или более языков является распространенным в современном мире — такая ситуация сложилась, например, в Бельгии и Канаде, Финляндии и Швейцарии. Из чужого опыта вполне можно сделать вывод: конфликты на национальной почве в этих странах быстро сошли на нет. Еще отметим, что ни один язык не пострадал от того, что наряду с ним часть населения использует еще и другой. Так чего же нам бояться?
Нет же, мировой опыт украинской оппозиции не указ — это умные учатся на чужих ошибках, наши — исключительно на своих. «Фракционеры» из НУ-НС в лице Парубия, Стойко и Гудымы, а также бютовцы Костенко и Кожемякин «одностайно» напали и словесно, и «вручную» на авторов законопроекта — мол, этим документом они угрожают судьбе украинского языка и даже приведут Украину к расколу, за что и получили тумаков.
Впрочем, Андрей Парубий не угомонился и на следующий после драки день — он, вроде как озаботившись экономией бюджета, заявил, что введение регионального статуса русского языка «потребует больших средств». Непонятно только, почему народному депутату на этот самый народ денег жалко.
Использовал «языковую ситуацию» для собственного пиара и лидер объединенной украинской оппозиции, глава «Фронта перемен» Арсений Яценюк. Судя по названию партии, этот сторонник перемен, может, и готов к переменам, но только не на пользу нацменьшинств — они же меньшинства, следовательно, их голоса ему погоды не делают. Хотя подобных «меньшинств» в Украине никак не меньше половины всего населения. Для оставшейся же половины, которая, по мнению неудавшегося политика, голосовать должна исключительно за него, Яценюк сделал даже грозное заявление: мол, за такие проекты следует объявить целый импичмент президенту. За что? А за то, что защиту прав этих самых нацменьшинств политик принял за «государственную измену и покушение на украинскую государственность». Но ведь государство — это не только Яценюк, оппозиция и Западная Украина — куда бы они делись без жителей южных и восточных регионов?
Из истории вопроса
Буквально многострадальный вопрос о русском языке поднимался в каждую предвыборную кампанию, и активно спекулировали на этом вопросе в том числе и нынешние «принципиальные» оппозиционеры. Но обо всем по порядку.
В ходе избирательной кампании 1994 года большинство населения Украины отдали голоса за Леонида Кучму, который, кстати, единственный тогда выступал за предоставление русскому языку статуса второго государственного. Выступал, но так ничего и не сделал. А 27 марта 1994 года в Донецкой и Луганской областях прошли местные референдумы, на которых около 90% проголосовали за двуязычие на областном и государственном уровне.
Не обошлись без «решения» вопроса о статусе русского языка и парламентские выборы 1998 года — эта тема вновь использовалась в политической борьбе. Если в начале 1997 года только компартия и ПСПУ пиарились на языковой проблеме, то в конце года этот вопрос успешно поместили в свои программы еще шесть партий. В итоге в 1998 году в Верховной Раде было создано межфракционное объединение «За равноправие языков на Украине», в которое вошли более 200 народных депутатов, но позже фракция как-то «саморассосалась».
В период предвыборной кампании 2004 года даже кандидат в президенты Ющенко заявил, что «в случае чего» намерен подписать проект указа «О защите прав граждан на использование русского языка и языков других национальностей Украины», которым якобы обяжет чиновников общаться с гражданами на родном для них языке. Согласно этому указу госслужащие должны были бы свободно владеть русским языком и даже проходить аттестацию на знание как государственного украинского, так и языков национальностей, которые проживают на той территории, где работает конкретный чиновник. Указ должен был появиться еще в феврале 2005 года, но как-то не случилось, а позже тогда уже президент Ющенко вообще заявил, что никогда подобного проекта в глаза не видел. Через год Виктор Ющенко заявил, что всем «необходимо осознать, что Украина — это государство с одним языком». Не иначе как имел в виду свой собственный.
Нынешнее решение языкового вопроса началось с сентября 2010 года, когда в Верховную Раду был представлен проект нового закона о языках, расширяющий функции русского. Но Венецианская комиссия высказалась о нем не слишком одобрительно уже в марте 2011-го. Партия регионов в лице Кивалова и Колесниченко разработала нынешний проект закона «Об основах государственной языковой политики», который почему-то в первую очередь не устроил... парламентский комитет по культуре под предводительством Яворивского и оппозиционеров в большинстве. Какое отношение к культуре имеют люди, устроившие банальную драку в стенах «законодательного» учреждения, — сказать трудно. Выяснять отношения культурно они пока не научились.
Ядвига БОЛТОВСКАЯ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 183 от 1 июня 2012 год
Еще статьи:
Говорим по-русскиРусский язык — родной или для меньшинства?Особый статус русского языка в Севастополе отменен судомЛюбить по-русскиПрикуси язык!