О законотворческой работе в интервью нашей газете рассказал народный депутат Украины, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Александр Николаевич ЧЕРНОМОРОВ.- Уважаемый Александр Николаевич! Была информация в крымских СМИ, что вы являетесь самым «плодовитым» на законопроекты представителем АРК в Верховной Раде Украины. Наши читатели интересуются, какие вы подготовили законопроекты, и какие из них приняты? С какими столкнулись трудностями? Что получилось, а что - нет?
- Депутатскую деятельность можно разделить на два больших блока. Первый блок - это непосредственная работа с избирателями, с их обращениями, второй - это все, что связано с реализацией права депутата на законодательную инициативу. Т.е. каждый депутат разрабатывает законопроекты, а также участвует в обсуждении и принятии законопроектов, пусть даже они разработаны другими депутатами. Безусловно, работа с конкретными избирателями важна и необходима, но именно законотворчество - это основа депутатской деятельности, так как оно затрагивает интересы всех граждан. К сожалению, все по телевизору видят, что в зале присутствует не более половины депутатов. Иногда даже меньше. Но я отношусь к тем депутатам (их не более 150), которые постоянно находятся в зале и ведут ежедневную работу. Не секрет, что есть большое число народных избранников, которых не видно не только на округах, но и в зале. Не волнуйтесь, скоро в период выборов они появятся в экранах телевизоров и даже начнут разъезжать по регионам, чтобы снова попасть в депутаты и 5 лет опять заниматься только своими вопросами.
Мной лично представлено 33 законодательных инициативы, из которых 16 принято Верховной Радой в виде постановлений и законов Украины.
- Расскажите о ваших законодательных инициативах, которые вызвали наибольший резонанс как в обществе, так и во властных структурах.
- Целую бурю мнений вызвал мой законопроект «О технической инвентаризации объектов недвижимого имущества». Большинству наших граждан приходилось сталкиваться со структурами под названием БТИ. У многих граждан есть нарекания к их работе. Но несмотря на то, что система БТИ была создана в 1927 году, у нас так и нет законодательства, регулирующего эту сферу деятельности. С другой стороны, никто не может сказать, что данная структура учреждений не нужна, иначе начнется полный хаос в процессе купли-продажи имущества. Мой законопроект прошел 1-е и 2-е чтение, был принят залом в виде Закона, но тут вмешалось Министерство юстиции, которое имеет несколько другие взгляды и цели. С его подачи Президент наложил на Закон «вето», но потом передумал и отправил Закон на доработку еще раз. Ведь проблема-то осталась. Я участвую в группе по доработке этого Закона и как автор буду доводить его до конца.
Очень интересной была работа по Закону Украины «О винограде и вине». Для того, чтобы этот продукт был качественным, необходим был ряд законодательных изменений, чтобы создать условия легальным виноделам создавать напитки согласно всем технологиям и правилам виноделия.
Много было противников. Это были как раз те, кто защищает фальсификаторов, которые сегодня и дальше пытаются повлиять на законодательство и даже через Кабинет министров Украины, сделать бреши в заслонах фальсификаторам. Должен сказать, что если кому-то из граждан попадается откровенная «бурда», то это скорее сфера деятельности правоохранителей, которые просто обязаны ловить тех, кто в сараях мешает воду со спиртом и добавляет туда всякие красители и ароматизаторы. Здесь пока мне удалось победить, и мой Закон принят.
Своей удачей считаю принятие изменений в Закон Украины «О хозяйственных обществах». Почему-то наше законодательство предусматривало, что товарищества с ограниченной ответственностью могут включать не более 10 человек, а такой заниженной нормы нет ни в одной стране. А представьте небольшой рыночек, на котором торгует 40-50 мелких предпринимателей. Они не могли сообща перестроить свой объект, т.к. только 10 человек могли объединиться для этого. Или в сельском хозяйстве тоже только 10 человек могли объединить свои паи для совместной деятельности. Их толкали на создание акционерных обществ, со сложной отчетностью, всяческими регистраторами, зачастую просто мошенниками. В обоих приведенных примерах финал был одинаковым. Приходил «дядя» со стороны, строил рынок, часто собирая деньги с тех же предпринимателей. Но делал его своей собственностью, а торговцам сдавал в аренду места, построенные на их же средства. На селе другой «дядя» скупал за копейки паи и становился помещиком. Мой Закон, проходивший вопреки величайшему противодействию на всех уровнях, все же был принят. И теперь у людей все-таки есть возможность объединить свои средства и усилия, чтобы не дать себя скупить этому стороннему «дяде».
Некоторые законопроекты по разным причинам были отклонены. Например, Закон «О статусе города-героя». Интересно! Города-герои в стране есть, в том числе у нас в Крыму (это и Севастополь, и Керчь). Могли бы стать городами-героями и Феодосия, и Евпатория, тоже совершившие подвиги в годы Великой Отечественной войны. Вспомните судьбы героических Феодосийского и Евпаторийского десантов. А Закона соответствующего не было, на что ссылались чиновники, когда крымчане ходатайствовали о присвоении городу Феодосии звания города-героя. Я внес данный законопроект. Но тут на дыбы встали наши националистически настроенные депутаты. Закон провалили. Или Закон об ужесточении ответственности за намеренные поджоги природных ресурсов. Ведь если кто-то даже по разгильдяйству не затушит в лесу костер, от которого возникнет лесной пожар, то ответственность будет на сумму 1700 гривен, хотя ущербов на миллионы. А еще у нас специально поджигают скирды и лесопосадки. Ответственность такая же мизерная. Но вот мое предложение увеличить эту ответственность вплоть до лишения свободы тогдашней «оранжевой» властью было категорически отвергнуто.
- Есть ли у вас еще законотворческие идеи? Над чем вы работаете сейчас?
- У меня много задумок, а еще больше вопросов, над которыми предстоит поработать. Этим опытный депутат отличается от новичка, которому только 3 года надо, чтобы войти в курс дела. А ведь многие входить в курс дела просто не хотят. Оттого и есть масса депутатов, за которыми не числится ни одного закона, ни одного выступления ни с места, ни с трибуны. Они-то и на округах своих никогда не бывают, кроме предвыборного периода, когда надо продолжить свои полномочия методами массовой раздачи чего-нибудь. Но на этом их депутатская деятельность обычно и заканчивается.
Считаю, что нужно приблизить власть к народу и сделать ее ответственной перед народом. Одним взмахом руки тут ничего не решить. Большие надежды возлагаю на свой законопроект «О местных инициативах», который даже был запрошен на экспертизу в соответствующие структуры Европейского Союза, т.к. там подобными вопросами очень живо интересуются. Я встречался с Еврокомиссаром по местному самоуправлению г-ном Жераром Марку (профессором Сорбонского университета, преподающим там дисциплину «Местное самоуправление»). Он подтвердил, что этот вопрос интересен в плане дальнейшей работы и странам ЕС, и дал несколько заслуживающих внимание советов. Законопроект дорабатывается.
Так что мне не стыдно смотреть людям в глаза по поводу законотворческой деятельности. Кроме местного самоуправления, стоит серьезно поработать в сфере законодательства по ЖКХ, деятельность которого вызывает наибольшие нарекания граждан. Работая в городе Джанкое, мне удалось «пробить» для жителей разрешение отключаться от сетей теплоснабжения по заявлению. Неплохо было бы сделать это и в других городах, где это возможно. В любом случае, энергия у меня есть, а опыт законотворческой работы приобретен колоссальный. Кстати, больше всего законопроектов родилось у меня именно по предложениям граждан с мест. Всегда есть люди, способные предложить правильные мысли. Жаль, что власть к ним не всегда прислушивается.