Одним из основных, если не главным принципом любой власти, есть непрерывность этой власти. И если в большинстве конституций различных стран задекларировано, что источником власти является народ, то воздействие народа на власть должно быть постоянным, т.е. непрерывным. У народа в лице территориальной общины (громады), кроме права избирать себе власть, должно еще быть право постоянного воздействия на эту избранную им власть.Фактически народ избирает себе власть на определенный Законом период, а дальше, до следующих выборов, отстранен от воздействия на принятие решений избранной им же власти.
В результате власть сама принимает все решения, хотя нередко случается, что эти решения не всегда идут на пользу источнику власти - народу.
Возьмите любой совет: городской, поселковый. Кто формирует повестку дня сессий? И имеет ли к этому отношение рядовой гражданин? Даже если ему необходимо решить какой-нибудь (земельный, например) вопрос, он обращается к той же власти с просьбой включить его для обсуждения в соответствующем совете. Ему могут запросто отказать по массе причин. Ну вот просто он кому-то там не нравится, или его участок приглянулся другому, или еще масса причин. И начинается волокита, а гражданину нужно решить его вопрос. Ему обещают, что включат этот вопрос в повестку дня сессии, и он ждет, бывает, годами.
Или группа граждан категорически против каких-либо действий власти. Например, один шустрый гражданин построит на клумбе под их окнами гараж, а они категорически этого не хотят. А у гражданина на руках есть решение от местного совета с разрешением на установку этого гаража или какое-нибудь решение исполкома или другого органа. Так могут ли граждане напрямую внести в повестку дня сессии местного совета так необходимый им вопрос или, наоборот, добиться запрета каких-то действий?
В Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 1997 года как раз есть положение о местной инициативе. Надо сказать, что данный Закон абзацами, а иногда целыми страницами скопирован с Европейской Хартии по местному самоуправлению. Это положение прописано было в ней вскользь, и говорится, что любой гражданин или группа граждан могут инициировать рассмотрение в соответствующем совете любого подвластного им вопроса, в присутствии заинтересованных граждан, которые в ходе этого заседания должны получить ответ на свой вопрос. Представьте себе, группа граждан, пройдя определенную процедуру, сама подготовила на сессию горсовета, или райсовета, или поссовета проект решения о том, что нужно запретить строить у них под окнами гараж, да еще на клумбе. Ну пусть в открытом заседании им скажут, что все хорошо, и так нужно сделать. Ну раз пройдет этот номер, другой. А дальше?
Но нигде, в том числе и в Европейской Хартии по местному самоуправлению, не прописана процедура прохождения подобных решений, инициированных гражданами. Все дано на откуп уставам территориальных громад, где и должна быть прописана эта процедура.
У нас в стране очень малая часть территориальных единиц имеют свои уставы. Да и процедура местной инициативы прописана везде по-разному, но в основном так, как выгодно той же власти, а не простому гражданину или группе граждан. Вот и не может наш гражданин или группа граждан воспользоваться своим задекларированным правом местной инициативы.
Я занимался этой проблемой в Ялте еще в далеком 1998 году. И в подготовленном местными общественниками Уставе территориальной громады была процедура местной инициативы. Но мне нужно было стать народным депутатом, чтобы попытаться решить этот вопрос законодательно. Мной подготовлен и зарегистрирован проект Закона Украины «О местных инициативах». Я не буду пока говорить о сути данного законопроекта, многое в нем придется еще подчищать c учетом замечаний научно-экспертного управления Верховной Рады. Уже и общественные объединения Украины, занимающиеся данной проблемой, дали свои предложения о внесении их в законопроект. Меня для беседы по этому вопросу приглашал секретарь Еврокомиссии по местному самоуправлению, когда он был в Киеве, т.к. мой проект до этого попал в Брюссель, а в Европе этот вопрос еще тоже не урегулирован (кроме Германии). Но главное - с помощью этого Закона мы можем дать гражданам реальный инструмент воздействия на власть, чтобы принимаемые ею решения играли на нужды народа, а не против него. Я уверен, что этот законопроект поддержит большинство депутатов. А я постоянно буду держать в курсе о ходе данного вопроса наших читателей.Автор: Александр Черноморов, народный депутат Украины