В Крыму разработан революционный законопроект, принятие которого позволит значительно повысить инвестиционную привлекательность полуострова. Каким образом собираются превратить автономию в аналог турецкой Анталии — разбирался еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Новое — это недавно забытое старое
Собственно, революционного в разработанных центром законодательных инициатив предложениях не так уж и много. Во-первых, потому что в мире такая схема работает давно и успешно, а во-вторых, потому что в Крыму уже действовали территории приоритетного развития и свободные экономические зоны.
Принципы привлечения инвесторов прежние — власть гарантирует серьезному инвестору освобождение от целого ряда налоговых обязательств, таможенные льготы, ускоренную процедуру оформления разрешительной документации и так далее. В свою очередь, бизнесмены обязуются вложить в экономику определенную и достаточно большую сумму своих капиталов, обеспечить рабочие места, посодействовать развитию инфраструктуры региона.
Однако новые предложения имеют и определенные отличия, не в последнюю очередь благодаря дополнительному перечню всевозможных ноу-хау. Одной из «фишек» проекта является география покрытия. Если раньше это были определенные административными границами зоны, то теперь свободной экономической зоной станет весь Крым.
Не менее интересна норма о том, что далеко не все инвестиционные проекты могут рассчитывать на благосклонность со стороны местной власти — льготы будут предоставляться только тем проектам, реализация которых совпадает с приоритетами, обозначенными в стратегии развития Крыма.
Зато и перечень льгот не ограничивается только «облегченным» налогом. Тут и коммунальные платежи, которые планируется сделать не выше тарифов для рядовых потребителей, и кредиты, определенные проценты по которым обязуется погашать бюджет республики, и даже предоставление пятилетней отмены таможенных пошлин на ввоз сырья и оборудования, необходимого для реализации предложенного проекта.
Всю землю — инвесторам!
Еще одним предложением является норма о том, что под инвестиционный проект земельный участок будет выделяться без аукциона. Что похоже на еще одну удобную схему по «дерибану» крымской земли, которую можно будет раздавать направо и налево, якобы под интересные инвестиционные проекты.
Правда, в ВС заверяют, что недобросовестность и избирательная благосклонность в оценке инвестпроектов исключены, потому что любое выделение земельного участка можно будет сопоставить с данными из единого реестра инвестиционных проектов и увидеть, справедливо ли в каждом конкретном случае решение по выделению инвестору земли без аукциона.
Разработчики этой нормы утверждают, что в случае неисполнения инвестором своих задекларированных обязательств у власти останется возможность разорвать договор и вернуть обратно выделенную без аукциона землю. Вот только кто и каким образом будет следить за тем, выполняет ли каждый инвестор свои инвестиционные обязательства, и какие основания могут служить поводом для разрыва отношений — в проекте пока четко не определено.
Но даже если представить, что недобросовестного инвестора и напугают общественным контролем настолько, что он не станет претендовать на землю по этой схеме, то и в этом случае у данного предложения имеется еще одна существенная недоработка — земля, в основном, принадлежит местным советам. Захочет ли какой-нибудь поселковый голова передать крупному бизнесмену пару гектаров у моря абсолютно безвозмездно — вопрос риторический. Может, он ради этих двух гектаров и в поссовет баллотировался! Может, уже и проект землеотвода подготовил на родного сына. А тут какой-то «инвестор».
Требуется доработка
Впрочем, по словам крымских депутатов, это не единственная слабая сторона такого важного для экономики полуострова законопроекта. Как отметил председатель постоянной комиссии Верховного Совета АРК по бюджетной, экономической и инвестиционной политике Виталий Нахлупин, одним из наиболее серьезных недостатков является отсутствие процедуры подачи и оценки каждого из инвестиционных проектов.
Это значит, что любой заинтересованный во вложениях бизнесмен еще десять раз подумает, стоит ли тратить время на разработку и подачу проекта, если абсолютно не ясно, как это делать и по каким критериям будет оцениваться его нужность или ненужность для экономики автономии.
На сегодня, как уверяют в ВС АРК, есть хороший законопроект, но нет «рычагов имплементации», без которых проект не будет применим в реальной жизни. А для привязки к реальности требуется как минимум два решения Кабмина, регламентирующих вопросы о том, кто будет принимать на рассмотрение эти проекты, кто — утверждать решения о передаче земли без аукциона, кто компенсирует предоставление льгот и многое-многое другое.
Сколько уйдет времени на «доводку» и «наладку» разработанного законопроекта, пока не знает никто. Но с учетом того, что сама его разработка и подача в Верховную Раду Украины заняла полтора года, можно предположить, что превращение полудиких пляжей Крыма в курортную индустрию Анталии только-только начинается.
Юрий АНДОЧКИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 176 от 6 апреля 2012 год
Еще статьи:
Крым курортный — уравнение с неизвестнымиКрыму в помощи не отказаноКому отойдет земля?Крымские депутаты начали «бить горшки»$10 миллиардов за будущее Крыма