Если бы такое объявление появилось в газете, от покупателей не было бы отбоя. Но подобных цен не встретишь нигде, только на земельном аукционе в Крыму
Как за копейки глава Рескомзема автономии Александр Чабанов «продает» землю у моря, как формируется окончательная цена, и насколько прозрачно идут торги? За ходом аукциона наблюдал корреспондент «Крымского Телеграфа».
Сразу с пляжем
На четвертых земельных торгах за 526 тыс. грн. было продано право аренды на 20 лет пяти участков общей площадью шесть гектаров за границами населенного пункта Оленевка Черноморского района автономии. Их целевое назначение: культурно-оздоровительное, рекреационное, спортивное и туристическое. Все участки — в двухкилометровой охранной зоне Черного моря, притом три из них частично находятся в стометровой прибрежной защитной полосе, а значит, «захватывают» пляжную территорию.
Ирина Велиева, пресс-секретарь Рескомзема Крыма:
«55% от общей суммы продажи пойдет в местный бюджет, 35% — в бюджет республики и 10% — в госказну».
Стартовая цена четырех лотов составила 64 тыс. грн. и одного — 130 тыс. грн. В торгах участвовали пять человек, но победителями стали всего двое. Один приобрел право аренды сразу трех участков, другой — двух.
Что купил — «не знаю»
Имена покупателей не разглашались ни устроителями торгов, ни самими победителями. Насторожило другое. На вопрос «Крымского Телеграфа» о будущем приобретенной земли один из победивших ответил, что ничего не знает, более того, не знает, в какой близости от моря находится его участок. Слова «не знаю» и растерянное пожатие плечами как раз ответили на вопрос о том, что участники — подставные лица, к фактической покупке не имеющие отношения. По всей вероятности, как минимум четверо из них явно были в сговоре. Все они не поднимали цену выше 94 тыс. грн. за гектар. Вполне возможно, их хозяин (скорее всего, один на всех) дал четкую установку не давать более 100 тыс. за гектар. Единственный участник, девушка и вовсе покинула зал после первых торгов, вероятно, как и корреспондент газеты «Крымский ТелеграфЪ», заподозрив неладное.
О сговоре может говорить еще один факт. По правилам аукциона, участники приходят на торги за полтора часа до начала. И даже если они не связаны между собой, у них есть время договориться: не поднимать цену выше определенной планки. Теоретически, заподозрив сговор, лицетатор имеет право остановить торги, но практически обосновать это решение весьма трудно, а порой и вовсе невозможно. Да и нужно ли? Наверняка интерес продать, равно как и купить, присутствовал с обеих сторон. По большому счету, земля продана за копейки — в среднем около 940 грн. за сотку. Цена незначительна даже несмотря на то, что продано не право собственности, а право аренды на 20 лет: победители будут вносить ежегодную арендную плату в размере 10% от нормативно-денежной оценки земли, которая в этом районе составляет порядка 125 тыс. грн. за гектар, — сообщила Лилия Молостова, главный специалист отдела оценки и рынка земель Рескомзема автономии. Так, сумма за двадцатилетнее использование гектара у моря обойдется арендатору всего в 344 тыс. грн. Правда, неизвестно, как за эти годы изменится Закон «О рынке земли». Возможно, арендаторов через 20 лет и вовсе лишат участков, но скорее всего, им разрешат или выкупить право собственности на них, опять-таки, за дешево, или продлить долгосрочную аренду. В любом случае аукцион — это, похоже, сегодня самый выгодный легальный способ приобрести землю у моря.
Вера НАДЕЖДИНА
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 163 от 30 декабря 2011 года
Еще статьи:
Три плюс триКрым заработал на аукционе несколько миллионовКому отойдет земля?Земля продана — ЧабанOFF«Землетрясение»