С 01.07.2011. вступили в силу Законы Украины от 17.04.2011 № 3206-VI “О принципах предотвращения и противодействия коррупции» (далее Закон) и № 3207-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения»
Законом определены субъекты, осуществляющие мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции. Кроме Президента, Верховной Рады Украины, Кабинета министров Украины и других органов государственной власти, особая роль возложена на специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции — органы прокуратуры, спецподразделения по борьбе с организованной преступностью МВД, налоговой милиции, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ, Военной службы правопорядка в ВСУ.
Координацию реализации антикоррупционной стратегии будет осуществлять специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики, который создается Президентом.
Субъекты коррупционных правонарушений (лица, которые могут быть привлечены к ответственности за совершение коррупционного правонарушения) согласно ст. 4 Закона, разделены на четыре категории:
1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления:
2) лица, которые согласно этому Закону приравниваются к предыдущей категории;
3) лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на исполнение таких обязанностей у юридических лиц частного права независимо от организационно-правовой формы, согласно закону:
4) должностные лица юридических лиц, физические лица — в случае получения от них лицами, указанными в первых двух пунктах, или при участии этих лиц другими лицами неправомерной выгоды
Для всех этих категорий Закон о коррупции предусматривает конкретные ограничения.
Их пять видов (ст.ст. 6—10 Закона о коррупции). а именно, ограничения относительно: использования служебного положения; совместительства и совмещения с другими видами деятельности; получения подарков (пожертвований); работы близких лиц; трудоустройства лиц. которые относились к первой категории и уволились или прекратили свою деятельность.
Универсальным можно назвать ограничение относительно использования служебного положения, поскольку оно распространяется на первые три категории субъектов. Поэтому им запрещено, например, неправомерно содействовать другим физическим- или юридическим лицам в их хозяйственной деятельности, в заключении контрактов (в том числе на закупку товаров. работ и услуг за государственные средства).
Ограничения относительно совместительства распространяются, в частности, на должностных и служебных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Как и раньше, им запрещено заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, входить в состав органа управления или наблюдательного совета коммерческого предприятия.
Необходимо вспомнить, что ограничения относительно работы близких лиц не распространяются на:
народных заседателей и присяжных:
близких лиц, которые непосредственно подчинены друг другу в связи с нахождением каждого из них на выборной должности:
лиц, работающих в сельской местности, горных населенных пунктах, а также в отрасли образования, науки, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта;
других лиц, определенных законом.
Если должностное лицо будет привлечено к административной или уголовной ответственности за коррупционное правонарушение, связанное с нарушением ограничений, предусмотренных Законом о коррупции, то оно подлежит увольнению в трехдневный срок со дня получения соответствующим органом судебного решения, которое вступило в законную силу. Исключения из этого правила и особенности может содержать Конституция и другие законы.
Есть еще и другие меры, призванные бороться с коррупцией. Среди них — антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов, которую должно осуществлять Министерство юстиции Украины;
- установление кодекса поведения должностных лиц;
- недопустимость конфликта интересов;
- меры по спецпроверке лиц, которые претендуют на высокие должности (проверка сведений о претенденте, в том числе тех. которые он заявил о себе сам);
- меры по финансовому контролю. Финконтроль предусматривает ежегодное (до 1 апреля) предоставление по месту работы деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового. Эта обязанность предусмотрена, в частности, для должностных и служебных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также для должностных лиц юридических лиц публичного права, получающих зарплату из бюджета. В этой когорте, напомним. находятся и должностные лица бюджетных учреждений, организаций.
Меры по спецпроверке и финконтролю заработают только 01.01.12 г., когда вступят в силу соответствующие статьи Закона о коррупции. Однако сведения о расходах за 2011 год в декларации нужно будет указывать, начиная с 01.07.2011. (п. 2 Заключительных и переходных положений Закона о коррупции).
Законом предусматривается информирование общественности о мерах по предотвращению и противодействию коррупции. Так, согласно ст. 21 Закона будет создан Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения, — его будет формировать и вести Министерство юстиции. В Реестр будут включать сведения о лицах, привлеченных к ответственности за коррупцию. А специально уполномоченные субъекты должны будут ежегодно до 10 февраля обнародовать информацию о принятых мерах и о лицах, привлеченных к ответственности за коррупцию.
Специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики до 15 апреля ежегодно будет обнародовать отчет о результатах борьбы с коррупцией. Требования к содержанию этого отчета приведены в ч. 2 ст. 19 Закона о коррупции.
Граждане, их представители, объединения граждан также имеют право запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления не запрещенную законом информацию о деятельности относительно предотвращения и противодействия коррупции.