III съезд работников образования Крыма — хороший повод для обстоятельного и открытого разговора. В зале Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького собрались ведущие педагоги автономии, те, кому не безразлична судьба подрастающего поколения, кто с тревогой и надеждой смотрит на отечественное образование. Давно стало понятно, что наша некогда общепризнанная система, несмотря на все еще крепкий фундамент, далеко не совершенна. Сомнений нет, многое надо менять. Но верный ли это путь — слепо следовать европейской модели образования? Бесспорно, она имеет свои преимущества — абсолютную профессионализацию, принцип штамповки «винтиков» и «колесиков». Да, эффективно, прагматично. Что тут скажешь? Но, согласитесь, гораздо уже, чем сама жизнь.На съезде поднимались самые разные вопросы, касающиеся высшего и среднего образования. Министр образования и науки, молодежи и спорта автономии Виталина Дзоз в докладе обратила внимание, что сегодня перед педагогами стоят новые задачи - устранение разрыва между духовным, нравственным и интеллектуальным развитием учащихся, переход от государственных стандартов к индивидуальному, личностному ориентированию, повышение мотивации к учебе. Несмотря на трудности, за последние годы сделано не так уж мало, отметила она: введены современные стандарты в высшей школе, профильное обучение в старших классах, начата модернизация профтехобразования, реформирование интернатных учреждений. И все же топтания на месте больше, чем движения вперед. Что же тормозит процесс? Ответ лежит на поверхности: отставание действующей законодательной базы от постоянно меняющихся требований времени, недостаточное финансирование отрасли, отсутствие четких ориентиров, низкий уровень оплаты учительского труда и многое другое.
Делегаты и участники съезда со знанием дела высказывали все, что наболело. Своим видением кризисной ситуации в образовании поделился ректор Таврического национального университета им. В. Вернадского, Герой Украины Николай Багров.
- Развитое государство - это прежде всего надлежащее состояние умов, - начал он с мудрого изречения. - Мы служим этому делу и болеем за него. Знаем провалы и слабые места в высшей и средней школах. Ситуация все еще остается достаточно сложной. И причин тому много. Общество крайне безответственно относится к воспитанию подрастающего поколения, не готово к коренным изменениям. Живем в эпоху знаний, а культивируем все те же материальные блага. Кто же будет отвечать за бедственное состояние умов? Как спасти интеллект нации, предотвратить катастрофу?
По мнению Николая Багрова, нынешний выпускник школы должен иметь не только базовые знания, но и представление о рыночной экономике, экологической культуре, знать языки. Но как учить, как выжить школе, если существующие методики не соответствуют времени, если бюджетные средства, выделяемые на образование, составляют лишь 1/3 минимальных потребностей? Ректор ведущего крымского вуза подверг критике новые правила поступления для абитуриентов - внешнее независимое оценивание. «ВНО ведет к резкому снижению мотивации к учебе, - заявил он. - Итоги тестирования никак не отражаются на учебном процессе в школе. А к чему приводит возможность подавать документы сразу в пять вузов? Из каких соображений абитуриенты выбирают будущую профессию?».
Не менее острые проблемы затронул в своем выступлении председатель Постоянной комиссии ВС АРК по образованию, науке, делам молодежи и спорта Валерий Косарев.
Образование в первую очередь должно соответствовать нуждам экономики, быть профильным и качественным, подчеркнул он. Сегодня в Крыму 93 вуза. А сколько реально конкурентоспособных? Ярлыки «институтов» и «университетов» навесили все, кому не лень. Вот только толковых кадров не хватает. Диплом перестает быть показателем образованности. Частные вузы и филиалы в большинстве своем давно превратились в конвейер по штамповке «корочек». Выход из сложившейся ситуации один - оптимизировать и сокращать. Говоря о профессионально-техническом образовании, Валерий Косарев констатировал: роль его заметно возрастает. В этом направлении начата большая работа. Пора признать: учеба в высшем учебном заведении - не единственный путь к успешной жизни. В Крыму должны быть свои мастера - строители, механики, плиточники, слесари, монтажники, чьи навыки и умения будут востребованы.
Отмечая большую роль преподавательского труда в становлении и развитии личности, Валерий Косарев выразил признательность присутствующим в зале: «Вы даете крепкие знания, готовите новую смену. Благодаря вам на всеукраинских конкурсах, олимпиадах крымчане занимают достойные места».
Заслуженный учитель Украины Владимир Бартенев, чей сборник «Математика для друзей» стал лучшим на республиканском конкурсе учебных пособий, высказал замечания относительно частых и несвоевременных нововведений. «Перемены - это, конечно, здорово. Но, к сожалению, обо всем новом, как правило, узнаем слишком поздно, - возмутился он. - Так было с итоговыми контрольными в прошлом учебном году, которые упали, как снег на голову, в апреле. Они не входили в наши планы. Пришлось подстраиваться, где-то ужимать. И вот опять. Мало того, что в отведенные часы в одиннадцатом приходится втискивать двенадцатый класс, которого теперь нет, да еще последнюю четверть урезали на месяц из-за чемпионата Европы по футболу».
Волнения, заботы, упования… Сколько же их в такой уязвимой и чувствительной сфере, как образование! Продолжает набирать обороты все тот же головоломный механизм реформирования, перестройки. А как иначе? Стоять на месте, держаться за отжившее - путь в никуда. Делегаты съезда утвердили главные стратегические направления развития высшей и общеобразовательной школы на ближайший период, с учетом всех реалий и требований времени. Думается, осознание конкретных задач и целей поможет избежать многих промахов и ошибок, сориентирует, к чему стремиться, куда идти.Автор: Елена Зорина