В парковом хозяйстве Южного берега Крыма Ливадийский парк является наименее проблемным в отношении земельных вопросов, по сравнению с тем же Мисхорским, однако при этом и менее презентабельным. Этот парк больше пострадал не от охотников урвать на ЮБК кусочек земли в «козырном» месте, а от недостатка внимания. Как считает директор администрации парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения Ливадийский, Массандровский и Мисхорский Эдуард Блажко, сохранение целостности парковой территории - во многом заслуга ливадийских поселковых властей и поселкового головы Сергея Рубана, которые заняли жесткую позицию не допустить появления в парке частных собственников. Однако решить проблемы финансирования на местном уровне не представляется возможным, в результате из некогда цветущего и уютного уголка Южнобережья великолепный и знаменитый Ливадийский парк постепенно превращается в весьма запущенную и даже какую-то беспризорную парковую территорию. Некогда единое целое, Ливадийский парк и императорский дворец теперь превратились в яркий пример контраста, как белое и черное.По словам Эдуарда Николаевича, в прошлом году на содержание всего паркового хозяйства ЮБК не было выделено ни копейки, в этом - удалось добиться, чтобы в бюджет заложили 500 тыс. грн., но и эти средства остаются пока только на бумаге. Реальную финансовую помощь и поддержку администрация парков-памятников получает только от предпринимателей, которые осуществляют коммерческую деятельность на территории парков.
- Мне бы от всей души хотелось поблагодарить общественные и предпринимательские организации, с которыми у нас сложились хорошие партнерские отношения, - говорит Эдуард Блажко. – В Мисхорском парке это такие предприятия, как «Меркурий», «Сувенир», «Гермес», и их руководители Владимир Шилов и Сергей Журавлев. В Ливадийском парке – объединение граждан «Секвойя» под руководством Лилии Лекаревой. Активную помощь в поддержании порядка на территории Мисхорского парка нам оказывает общественница Галина Григорьевна Даноусова.
За счет предпринимательских средств в Мисхорском парке было сделано освещение на Пальмовой аллее, восстановлен фонтан, детская площадка, расчищены куртины, изготовлены и установлены центральные ворота, урны, лавки, отремонтированы опорные стены. В Ливадии произведена расчистка территории, восстановление дренажной системы, подсадка новых деревьев, около 50 тыс. грн. израсходовано на новые скамейки и урны. Кроме того, в Ливадийском и Мисхорском парках была сделана система полива, закуплены поливочная машина с инжектором на 4 куба воды, грузовая машина «КамАЗ» и широкий ассортимент технического инвентаря, отреставрированы три трактора.
- Впервые за 20 лет мы приобрели такое количество инвентаря и технических средств, - рассказывает Эдуард Николавевич. – Каждый парк получил свой комплект оборудования.
Многое сделано, но и осталось немало: туалеты, коммуникации, электроснабжение…
К тому же для Ливадийского парка это вряд ли станет даже началом решения проблемы. Его территория, кстати, самая большая из трех, нуждается уже не просто в содержании, а в восстановлении и реконструкции, что требует значительно больших средств, физических усилий и серьезного, можно сказать, научного подхода.
К слову, на сегодняшний день штат администрации парков – памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения Ливадийский, Массандровский и Мисхорский состоит из 30 человек, из них 7 человек охраны и 14 (!) озеленителей всех категорий. И это на три парка общей площадью 109 га.
- В период основных работ, с 20 октября по 30 апреля, мы практически всех сотрудников переводим в озеленители – мотыги в руки и вперед, - шутит директор, но как-то уж грустно.
Нет ничего удивительного, что имеющиеся возможности позволяют содержать в хорошем состоянии только ту часть Ливадийского парка, которая непосредственно примыкает ко дворцу. Дальше дело обстоит заметно хуже.
И рад бы белый дворец протянуть руку помощи своей некогда половинке, но… разные ведомства, разные бюджеты – по закону не положено.
- Мне больно смотреть, как парк приходит в запустение, - говорит директор Ливадийского дворца – музея Светлана Москаленко. – Я считаю, что эту проблему можно было бы решить путем создания дворцово-паркового комплекса. Наглядным подтверждением правильности этого пути служит существование Алупкинского дворцово-паркового комплекса: дворец имеет полное право тратить заработанные средства на благоустройство парка. И чем больше будет оттягиваться принятие этого решения, тем труднее будет восстановить Ливадийский парк. Приступать к этой работе надо грамотно и системно, имея на руках все необходимые экспертизы и научные обоснования.
В следующем номере мы продолжим парковую тему и расскажем о том, как в парки ЮБК возвращаются некогда распроданные в частные руки территории.