—Как прошла гонка «Баха-1000» в Сумской области?
—Это был самый сложный этап в истории украинского ралли-рейда. Участки состояли из глубочайших полутораметровых ям, через каждые 100-200 метров нас ждали большие грязевые лужи. Для автомобиля это не просто нагрузка, а настоящее испытание. За неделю до соревнования прошли дожди, уровень воды в бродах поднялся, и многие участники не ожидали такого поворота, поэтому финишировали лишь немногие. Наш автомобиль доехал до конца на последнем издыхании, а штурман Олег Ушатик даже успел по грудь искупаться в луже, когда цеплял трос, чтобы вытащить машину.
—Сколько времени вы занимаетесь этим видом спорта?
—Несколько лет назад я приехал работать в Ялту, в театр морских животных «Акватория». Чуть позже познакомился с ребятами, которые занимаются ралли-рейдом, они заразили меня этим увлечением. Тогда я купил сначала «Ниву», подготовил ее, но потом побоялся ехать на этой машине, так как понял, что для настоящих соревнований она не подходит. Затем я купил «Nissan Terano», подготовил его и поехал. Это было два года назад. После этого было немало соревнований, где мы занимали неплохие командные результаты.
—На каком автомобиле вы ездите сейчас?
—В определенный момент технических возможностей «Нисан Тирана» с объемом двигателя 2,4 стало не хватать. Так возникла идея взять другой автомобиль. Выбор остановился на «Митсубиси Паджеро» с двигателем 3,5. На этой машине мы и стали вторыми в абсолюте в первом этапе Кубка Украины. На втором этапе мы стали третьими в абсолютном зачете. Первое место досталось автомобилю «Toyota FJ Cruiser», на котором штурманом ехал губернатор Сумской области, второе — крымскому экипажу из Симферополя.
—В чем особенности такого вида спорта, как ралли-рейд?
—Это быстрая езда по бездорожью. На мой взгляд, это самый красивый вид автоспорта. Несмотря на то, что во время соревнований приходится ехать там, где нет асфальта, под колесами постоянно «бегают огромные камни и деревья», ехать все равно нужно уверенно, и, что самое главное, быстро. На пути постоянно встречаются трамплины, с которых автомобиль подскакивает и летит в воздухе на десятки метров, огромное количество ям, глубоких луж. Иногда авто попадает в броды и оказывается по крышу в воде, но ехать тем не менее нужно. Этот вид автоспорта интересен тем, что тут важно не только иметь хорошие навыки вождения, но и быстро включать голову. Каждая гонка – это огромный мозговой штурм.
—Как членам экипажа нужно подготовить себя к гонке?
—Естественно, хорошо бы выспаться. Но, например, штурману на сон остается всего несколько часов. Дело в том, что легенда, то есть карта, по которой мы будем ехать – дорожная книга, выдается накануне соревнований поздно вечером. А старт всегда рано утром. Естественно, каждый штурман, после того, как он получил легенду, несколько часов ее изучает, и спать практически некогда. А еще всегда берем в дорогу термосок с бутербродами. На самом деле, кушать особо некогда, но годами многими гонщиками проверена примета: если взял термосок – значит авто не сломается и финиширует, а если нет – обязательно застрянешь в степях на полдня без еды и воды.
—Что включает в себя подготовка машины?
—Наша задача – быстрая езда по бездорожью. Соответственно, мы должны усилить технические возможности автомобиля. Ставим дополнительные амортизаторы, каркас безопасности, спортивные сидения, спортивный руль.
—У вас есть спонсоры?
—Ни у одного ялтинского экипажа нет спонсора. Только своими силами добиваться высоких результатов очень непросто. Машина в гонках участвует примерно 5 раз в год. После каждого этапа нужно привести четырехколесного друга в нормальное состояние, а для этого требуются немалые средства.
Мы готовы к сотрудничеству с предприятиями и компаниями Ялты, которые могут стать нашими партнерами, а мы, в свою очередь, разместим на машине их рекламу. Мы знаем, как привести машину к финишу, а вместе с нашим автомобилем на подиуме будет красоваться логотип наших спонсоров и партнеров.
—Кроме соревнований вы иногда ездите на гоночном автомобиле?
—Нет. Для сохранения ресурсов авто он используется только на соревнованиях. Ну и кратковременно на тренировках или при проверке работы какой-то детали.
—Вы сейчас готовитесь к новому старту?
—Да, следующая гонка — «Киммерийский тракт», состоится 15 октября в Керчи. Этот этап отличается особой сложностью за счет очень жесткого покрытия. Поэтому на данный момент мы находимся на этапе подготовки, а через месяц в полной боевой готовности в очередной раз докажем, на что мы способны.
Наша справка:
Ралли-рейды - это автомобильные соревнования, проходящие по бездорожью и дорогам общего пользования (зарезервированных на дни соревнований исключительно для гоночных автомобилей). Задача каждого экипажа, состоящего из первого пилота (водителя) и второго пилота (штурмана), как можно быстрее пройти скоростной участок по строго определенному маршруту и через обязательные контрольные точки. Предварительное ознакомление со скоростным участком (так называемый спецучасток или СУ) запрещено под угрозой исключения из гонки.
Важное отличие - это протяженность маршрута, и тут дисциплина делится на три категории: Баха, Ралли-рейд и Марафон. Баха проводится в течение 1-3 дней. Поскольку это самый короткий по времени вид ралли-рейдов, протяженность маршрута Бахи составляет не более 1200 км. Второе по длительности соревнование так и называется - Ралли-рейд, протяженность его маршрута - не более 6500 км, а длительность гонки не превышает 10 дней. И, наконец, самый долгий по времени вид ралли-рейда – Марафон, может длиться до 30 дней с общей протяженностью маршрута от 6500 км.
Гонка «Баха 1000» – это сложнейший ралли-рейд протяженностью 1000 км. Маршрут гонки проложен по Сумской и частично Черниговской областям. Главный тезис марафона – «Кто смог добраться до финиша – победитель!» «Баха 1000» – это второй этап Кубка Украины по ралли-рейдам под эгидой Автомобильной Федерации Украины.