—В каком возрасте вы впервые взяли в руки фотоаппарат, и что это была за модель?
—В детстве мне купили фотоаппарат «Смена-2». В то время это была очень распространенная модель. В фотокружок никогда не ходил. Я сам фотографировал, сам печатал снимки. Помню, в то время за ночь получалась 1-2 фотографии, и это было счастье. «Сменой» я как-то запечатлил маму с папой, получилось очень удачное фото. В юности слушал «Битлз», фотографировал плакаты и картинки этой группы. Но для того, чтобы переснять картинку, надо было переделать аппарат, поэтому добавлял фокусное расстояние, по матовому стеклу наводил на резкость.
—Думали ли вы в детстве о том, что когда вырастете – станете фотографом?
—Нет, никогда не думал. Мечтал быть военным моряком. После школы даже подавал документы в военное училище радиоэлектроники в Ленинграде, но поступил в Севастополь, затем ушел в армию. После этого учился в Киеве.
—Как Ялта встретила вас с фотоаппаратом?
—Сразу не очень тепло. Я могу рассказать, как начинался мой творческий путь. На самом деле я никогда не мечтал о журналистике. Как-то попросили меня встретить и пофотографировать журналистский автопробег. На этом мероприятии представители СМИ из разных городов стали расспрашивать у местных о легендах Крыма. Все молчали, поэтому я решил вмешаться, так как какое-то время занимался туризмом и знал несколько интересных историй. После этого мы плавали на корабле, и я обратил внимание, что на меня с интересом смотрит молодой мужчина с умными глазами. Это был Андрей Клименко. С его подачи я стал пресс-секретарем у Чабанова, когда Чабанов заменял мэра Ялты. А потом я пошел в газету, мне это очень нравилось. Если бы можно было начать жизнь сначала, я бы перечеркнул все искания и занимался бы с самых ранних лет журналистикой. Меня так это захватывало, что в одном номере газеты выходило около сотни моих фото.
—Как удалось собрать средства на первую профессиональную технику?
—Я продал квартиру в Симферополе и купил себе фотоаппарат.
—Не жалеете?
—Нет. Он у меня есть до сих пор, хотя я им не работаю. Это было последнее совершенство фототехники на пленке.
—Думаете ли вы его продать? Возможно, через несколько лет за него дадут приличные деньги.
—Знаешь, я как-то был на байк-шоу, вместе с одним байкером мы рассматривали блестящий красивый мотоцикл. Так вот, знаток мне рассказал, что в этом шикарнейшем агрегате нет души. Он показал на старый мотоцикл и говорит: «Вот видишь этот, в который мастер вложил полностью себя. Вот в нем есть душа». У меня дома большая коллекция старых фотоаппаратов, есть даже с гармошками начала прошлого века. И вот когда берешь такой аппарат в руки — ощущения непередаваемые. Сегодня в Москве профессионалы высокого класса снимают на пленку, эти работы очень ценятся.
—Что вы любите фотографировать для души?
—Я очень люблю снимать людей, их эмоции. Знаешь, если я на каком-либо мероприятии фотографирую, то обязательно кто-то станет впереди. Молодежь считает, что если у них мощный агрегат и они станут на мое место, будут снимать с той же точки, то фотография получится такая же, как и у меня. Но это не так. Каждый кадр надо выстрадать, поймать мгновение.
—Где вы храните архив снимков? Наверное, в компьютере есть специальная папка, где все разложено по полочкам?
— У меня фотографиями забит стационарный компьютер, ноутбук, несколько дисков по 500 ГБ.
—Если вас попросят найти фотографию, на которой изображен, к примеру, человек в гневе, сможете ли вы оперативно ее отыскать?
—Это всегда очень проблематично, занимает много времени. Дело в том, что папки с фотографиями разбиты по мероприятиям. То есть, если нужно найти что-то, то приходится пересматривать очень много папок. Иногда мне проще пойти и переснять, чем искать.
—Если вас просят снимать свадьбу или какое-то торжество, пойдете ко всем или можете отказать по каким-то причинам?
—Иду ко всем. Я могу по-разному относиться к людям, но когда я смотрю в окошечко фотоаппарата, все эмоции уходят. Как-то я сломал ногу, ходил с палкой. Тут позвонила знакомая, сказала, что открывает кафе и попросила пофотографировать. Я пришел, поставил свою палку рядом, взял в руки фотоаппарат. А когда его опустил, то понял, что отошел от палки метров на 15. Меня охватил страх, я не знал, как мне дойти до нее, чтобы забрать.
—Кого из звезд вы фотографировали?
—Артистов, спортсменов, политиков. Фотографировал всех украинских и последних российских Президентов. Как-то я ездил в Киев на мероприятие, и сидел в зрительном зале, а впереди меня находился Виктор Янукович. Я сделал несколько снимков. А потом я подошел к Януковичу, подарил ему фотографию и попросил подписать снимок для меня, он написал: «Михаилу с надеждой от Януковича».
—Михаил, вы – член Союза журналистов Украины и России. Расскажите, как получилось втиснуться в их ряды?
—На телекинофоруме в Ялте я познакомился с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым, мы разговорились, ему понравились мои снимки, стали сотрудничать. Так я стал членом Союза журналистов России.
—Делали ли вы выставки своих фотографий?
—Да, на первой моей выставке на тему «Политические лица» было около 70 снимков. Готовится вторая выставка, есть хорошие замыслы, но надо над ней еще поработать.
—Если человек хочет заняться фотографией, но не знает, с чего начать, что вы ему посоветуете?
—Начнем с того, что в каждое дело человек должен вложить частичку своей души. У нас есть неплохая фотостудия, для начала надо выучить основы фотографии.
—Перед тем как отдать фотографии заказчику, работаете с фотошопом?
—Практически нет. Любое вмешательство в фотографию со стороны очень заметно. Ну, прыщик на лице могу убрать, не больше. На снимке человек должен узнавать себя, а для этого она должна быть естественной.