Татьяна Федоровна Чернова работает в «Школе будущего» с первого года ее открытия. Еще будучи студенткой педучилища, она жила в общежитии на Красноармейской, из окон которого ежедневно наблюдала за стройкой. Но тогда она и подумать не могла, что придет работать именно сюда, да и к тому же, пройдет вместе со школой 40 лет рука об руку.
—В 1971 году, когда школа только была построена, она была оснащена по последнему слову техники: здесь были автоматически закрывающиеся шторы, особенно поражали новые светлые полы, — вспоминает Татьяна Чернова. — На каждом этаже было 2 кабинета с киноаппаратами: детям показывали учебные фильмы.
Решение стать учителем у Татьяны Федоровны росло вместе с ней. В детстве училась в интернате в Севастополе. Когда кто-то из воспитателей болел или нужно было отлучиться, Таню оставляли вместе с малышами. И ответственная девочка старательно исполняла поручения: следила за маленькими, читала им сказки, учила писать, читать, рисовать.
После интерната поступила в ялтинское педучилище.
—В училище преподаватели нам дали хорошую профессиональную подготовку. Педагоги нам поэтапно рассказывали, как мы должны говорить на уроках, при этом следить за мимикой, жестами, учитывать расстояние до доски и учеников, постоянно держать во внимании класс, сохранять спокойствие во всех ситуациях.
После замужества и рождения ребенка пошла работать в детский сад. А когда узнала, что в новой школе, которая строилась на ее глазах, освободилась вакансия учителя, решила попробовать. Год проработала в группе продленного дня, а со следующего года набрала первый класс. Второй набор оказался самым родным – классным руководителем Татьяна Федоровна была десять лет. А получилось это вот как: одновременно с работой учителем начальных классов совмещала заочную учебу в Симферополе на факультете истории. А когда малыши перешли в четвертый класс, Татьяну Чернову перевели работать учителем истории. И дали классное руководство в своем родном классе. Так что выпускной 1986 года оказался самым слезным из всех. Ведь вместе с ними защищала диплом, получала квартиру, воспитывала вторую дочь.
Сейчас у Татьяны Федоровны уже пятое по счету классное руководство, дети окончат школу в 2014 году. Выпускники часто поздравляют ее с Днем учителя и днем рождения. Раньше присылали телеграммы, теперь шлют смс по мобильному телефону. Особенно много поздравлений на Татьянин день.
Есть случаи, когда выпускники приводят учиться своих детей.
—В 9-м классе учится сын старосты класса 1993 года выпуска – Никита, в 11-м Саша Рудова, в прошлом году окончил школу Иван Седаков, которого часто называла Стасом, как отца.
Татьяна Федоровна считает, что классный руководитель обязательно должен ходить со своим классом в походы и на экскурсии.
—Совместный досуг и отдых сближают. Ведь нередко в средних классах дети дерутся, выясняют отношения. Причем, дерутся не только мальчишки между собой, но и девчонки с мальчишками. В походе можно ближе узнать характер каждого ребенка. Раньше я очень любила ходить с детьми по Боткинской и Царской тропе. Сейчас часто ездим с ребятами по Крыму: посетили Севастополь, Балаклаву, Феодосию, Судак и другие города. В Киев собираемся уже два года, но поездка затягивается, так как стоимость очень дорогая. Тридцать лет назад мы ездили с детьми в Прибалтику, Москву, Ленинград и обходилось это недорого. А сейчас, даже полностью отдав месячную зарплату, многие родители не смогут оплатить поездку в Москву или Ригу.
Татьяна Федоровна преподает историю, а это – непростой и противоречивый предмет.
—За 20 лет независимости учебники для выпускного класса изменялись раз пять, сам предмет в некоторых вопросах менялся кардинально. Я иногда завидую учителям математики, физики, в этом смысле им проще: два плюс два никогда не будет пять, сердце у человека с левой стороны, и никак не с правой. Иногда учебник истории меняют из-за одного параграфа, иногда из-за трех фамилий. Я еще могу понять, что на новейшую историю у разных историков разные взгляды, но зачем переписывать историю древнего мира и средних веков? Учебники сложные. Лет 20 назад они были проще и понятнее для детей, а сейчас часто, раскрыв книгу, ребенок самостоятельно без учителя ничего не поймет.
Педагог со стажем отмечает, дети со временем стали более раскованными, но, тем не менее, продолжают оставаться детьми: простыми, добрыми и непосредственными.
— Сейчас они спокойно могут говорить с учителем практически на все темы.
Современные технологии дали детям больше уверенности: раньше, если ребенок не знает какой-то информации, то он не представлял, где ее взять. А сейчас в течение нескольких минут этот вопрос решается – ведь есть Интернет.
Обе дочери Татьяны Черновой по профессии педагоги. Старшая работает учителем начальных классов в 10-й школе, а младшая начинала свою карьеру во 2-й школе.
Татьяна Федоровна любит свою профессию. Как сама признается, ей нравится наблюдать за тем, как меняются и взрослеют дети.
—В пятом классе берешь под крыло малыша – а уже в девятом это зрелая личность: целеустремленная и ответственная. А в одиннадцатом — совсем взрослые люди, они умеют отстаивать свою точку зрения. Такое взросление вдохновляет, особенно когда родные ученики становятся хорошими людьми, классными специалистами, достойными родителями.