Профессию учителя выбрала без колебаний. Мама Наташи больше 40-ка лет работала в детском саду заведующей. После школы девочка приходила к маме на работу и возилась с малышами. Семья жила в Нижнегорском районе, там же Наташа окончила музыкальную школу и научилась играть на баяне. А еще получила документ, который позволяет работать учителем музыки. В сельской школе несколько лет вела уроки музыки, после чего поняла, что педагогика – это ее призвание.
После окончания ялтинского педучилища пришла работать в школу учителем начальных классов. Было непросто, так как в те годы детей в каждом классе было много, около 45 человек.
Кроме того, что Наталья Леонидовна объясняет детям весь учебный материал, она сама же ведет уроки музыки. Малыши с удовольствием разучивают и поют песни под баян.
—Есть композиции, которые даже спустя десятилетия остаются востребованные и дети их любят, — говорит Наталья Мовчан. – Например, песня «Бескозырка белая». А еще у меня есть сборник 60-х годов, дети с удовольствием учат и поют эти песни. Много лет назад я по телевизору услышала стихотворение о коричневой пуговке, а мой муж напел мне песню. Я ее выучила, и мы с детьми ее поем. И вот недавно ко мне на урок музыки пришел один из выпускников, а мы с малышами как раз разучивали новую мелодию. Выпускник сказал, что тоже хочет спеть. И он, взрослый парень, пел «Коричневую пуговку» с таким воодушевлением, что у меня навернулись слезы на глаза. И я поняла, что не зря нашла когда-то эти стихи.
Наталья Леонидовна считает, что не обязательно ребенка до школы учить писать и читать. Главное — научить его ориентироваться в жизни, рассказывать об элементарных вещах, чтобы он имел понятие о временах года, времени суток, разбирался в том, что его окружает. Важно читать малышу стихотворения и сказки. Хорошо, если родители вместе с малышом будут петь, танцевать, лепить из пластилина. А первый класс для того и нужен, чтобы дети постепенно входили в учебный процесс.
В последние годы начальные классы «Школы будущего» работают по эксперименту «уроки без оценок».
—Если ученик отлично подготовился, то мы в тетради пишем «молодец» или «хорошо», — говорит Наталья Мовчан. — Если не выучил или не понял материал, то пишем «старайся», «подумай». Этот эксперимент направлен на то, чтобы дети не боялись ходить в школу из-за того, что там могут поставить плохую оценку. Дети приучаются к самооценке и самоорганизации.
Наталья Мовчан признается, что современных детей ей интересней учить.
—Раньше, после изложения нового материала один или два ученика задавали по теме вопросы. Остальные удовлетворялись тем количеством информации, которую получили на уроке. Сейчас наоборот, мало детей, которые не спрашивают уточнений. И самое интересное, что когда готовишь материал, то твердо уверен, что на любой вопрос можешь дать ответ. Но иногда в детскую голову приходят такие вопросы, которые никогда не возникают у взрослых. С детьми очень интересно работать. Воистину правда, когда говорят, что учителя стареют позже всех остальных, ведь нам все время надо трудиться, развиваться, узнавать что-то новое и передавать это детям.
—Вы строгий учитель?
—Я думаю, что да. Но я никогда не требую, чтобы ученик выучил материал «назубок». Главное, чтобы он понимал тему.
Несмотря на строгость педагога, первая учительница для многих из детей остается эталоном. На нее хотят быть похожими девочки, а мальчики понимают, что именно такой должна быть настоящая женщина. Поэтому признание в любви, как от девчонок, так и от мальчишек – явление очень частое. Они делают открытки или просто подходят, по-детски говорят учительнице: «Я вас люблю!». Своей искренней и чистой любовью ребенок готов делиться с окружающим миром и прежде всего – с первым учителем.
Сын Натальи Мовчан не выбрал профессию мамы. Он окончил школу олимпийского резерва, сейчас — профессиональный футболист, играет в симферопольской команде «Крымтеплица». Есть двое внуков-дошкольников. Их бабушка давно готовит к первому классу: она с ними поет, играет, рисует, читает стихотворения.
Профессия педагога – непростой труд, кроме подготовки к урокам надо каждый день проверять тетради 30-ти учеников по 5-6-ти предметам, Но Наталья Мовчан в другой стезе себя не видит.
—Стержень моей работы – это дети. Я вообще не представляю себя в другой сфере. А если честно, то я даже не представляю себя в другой школе. Я приросла здесь, срослась с этими стенами, коридорами, коллегами. Чтобы быть учителем, надо себя полностью и без остатка отдать этой профессии. И тогда все получится.