- Больше газа, меньше ям, - шутят участники ралли-рейдов, другими словами - гонок по бездорожью, но тут же добавляют, что в этом виде спорта важна не столько скорость, а сколько умение правильно рассчитать свои силы и ресурс автомобиля. Побеждает тот, кто выступает стабильно.Соревнования по ралли-рейдам в Украине проводятся с начала 2000-ых, и каждый год ялтинские спортсмены оказываются в тройке призеров. В этом году состоялось уже два этапа Кубка Украины 2011 по ралли-рейдам, в апреле - на мысе Тарханкут и в августе - в городе Середино-Буда Сумской области. Ялтинский экипаж в составе Альберта Куршутова и Олега Ушатика на Mitsubishi Pajero в категории рейд (спортсмены - любители) стал вторым на «Баха - Тарханкут» и третьим на «Баха - 1000». Специально для «Южной газеты» спортсмены рассказали о своем участии в последней августовской гонке.
- Альберт, что такое «Баха -1000»?
- «Баха - 1000» - это тысяча километров жесткого бездорожья по Сумской и частично Черниговской областям: грунтовые и песчаные дороги, влажные глиноземы, броды, скоростные прямые, леса, корни деревьев, равнины, поймы рек – и все это практически в режиме нон-стоп, пока не доедешь до заветного финиша. В общей сложности нам пришлось провести за рулем 12 часов. По мнению специалистов, сложнее маршрута в Украине еще не было. Всего в гонке приняли участие 47 экипажей, в том числе два из Ялты, до финиша добрались только 33. Но в этом и заключается привлекательность ралли-рейда. Это не асфальт. Это совершенно другой драйв, другая управляемость автомобиля – машина постоянно находится в заносе. И это очень красиво, когда на скорости 120-130 км,. в час из – под колес вылетают клубы пыли, куски грязи, камни. Или когда автомобиль на 80 км в час заходит в брод, брызги поднимаются, словно крылья!
- Во время гонки часто вам приходилось попадать в экстремальные ситуации?
- Нам запрещено заранее знакомиться с маршрутом движения. Мы едем, ориентируясь на интуицию и легенду, составленную на основе чьего-то субъективного представления об этой трассе. Как правило, собственное впечатление оказывается совсем другим. Поэтому сюрпризов хватало. Например, в легенде не был указан один из трамплинов - мы сиганули так, что летели метров десять параллельно земле на высоте метра полтора. На одном повороте не рассчитали скорость и вошли в него юзом – в результате разбортировали колесо и на этом потеряли 4 мин. Правым фонарем поймали дерево. А еще нам приходилось открывать все окна и включать на полную мощность печку, чтобы лучше охлаждался мотор, иначе система охлаждения не справлялась. Мы ехали на большой скорости по очень жесткому бездорожью, и казалось, что наши задние колеса все время подлетали выше сосен.
- Когда мы проходили броды, вода заполняла салон до уровня сидений, - добавляет штурман Олег Ушатик. – Мы сидели по пояс в воде. Но если честно, большую часть трассы я не видел, потому что не мог оторвать глаз от легенды. Препятствия и опасности ждали нас каждые 200-300 метров, и мне надо было успеть предупредить об этом Альберта.
- Машина для ралли-рейдов должна быть в первую очередь вездеходной или скоростной?
- Технические характеристики автомобилей наших соперников во многом превосходят возможности нашего верного друга Mitsubishi Pajero – мы пока не можем позволить себе такой уровень подготовки. Но я хочу обратить внимание, что в ралли-рейдах можно иметь феноменальные скоростные характеристики и ехать очень быстро, но… недолго. Классическое ралли для молодых и горячих спортсменов, а ралли-рейды, для взрослых и мудрых. Главная задача пилота и штурмана - грамотно просчитать ресурс автомобиля, расстояние, которое нужно проехать, и скорость. Конечно, иногда хочется ехать быстрее, гнать, но ты убираешь ногу с газа потому, что четко понимаешь: подвеска и двигатель не вечные и надо правильно все рассчитать, чтобы доехать до финиша. Кто не умеет это делать, быстро сходит с трассы. Побеждает не самый быстрый, а самый стабильный и мудрый.
- Почему сошел с трассы второй ялтинский экипаж Всеведа Ливчака и Дмитрия Сорокина?
- Ребята шли очень хорошо. Но когда проходили брод, в горячий двигатель попала холодная вода, и получился гидроудар – поэтому ребятам пришлось покинуть трассу.
- Что вы можете сказать об уровне организации гонки «Баха - 1000»?
- Уровень организации был очень высоким. Я слышал отзывы специалистов, которые назвали эту гонку самым сложным ралли-рейдом в Украине и выразили надежду, что со временем наша страна вполне могла бы принять один из международных этапов, например, Шелкового Пути 2012 или Кубка Европы. Будет здорово, если для вовлечения в спорт большего количества регионов марафон пройдет и в других областях. Надеемся, они примут нас так же, как и Сумская область.
В обычной жизни вне скоростей и бездорожья вы являетесь руководителем ялтинского театра морских животных «Акватория». Как состоялось ваше знакомство с ралли-рейдом?
- Когда я приехал в Ялту работать, познакомился с ребятами, которые занимаются этим видом спорта. Они меня пригласили: «Поехали, посмотришь, что это такое». С этого момента прошло 2,5 года – у меня уже собралась целая коллекция медалей и кубков.
- Насколько понимаю, это достаточно дорогой вид спорта. Кто финансирует вашу подготовку к соревнованиям и участие в гонках?
- Пока мы все делаем сами, за свой счет. Но будем рады, если у нас появятся партнеры- спонсоры, которые поддержат нас финансово, а мы разместим их логотип или торговую марку на нашем автомобиле, который знаем, как привести к финишу в числе первых.
В этом году предстоит еще два этапа Кубка Украины 2011 по ралли-рейдам, после чего будет подведен общий итог. Мы от всей души желаем нашим ребятам только победы!